компоненты

Простыми словами Маркировка сыра


С 1 июня 2021 года маркировка сыров становится обязательной. К этой дате производители обязаны полностью настроить систему и отладить процессы получения и нанесения кодов. У многих предприятий до сих пор сохраняются вопросы по внедрению маркировки. Для этого Milknews рассказал простыми словами, как будет проходить маркировка сыра. 

Что и когда будут маркировать?

С 20 января 2021 года стартовала обязательная маркировка. Производитель, импортер, оптовик и розница уже могли добровольно начать маркировать, вводить в оборот и фиксировать выбытие молочной продукции через кассы. С 1 июня 2021 года маркировка становится обязательной. С этой даты производители должны настроить процесс заказа, оплаты, нанесения кодов и вводу товаров в оборот. 

В систему будут включены сыры под следующими кодами - ТН ВЭД 0406, по ОКПД2 10.51.40.100, 10.51.40.210. Кроме того, в первую группу попадает мороженое. Подробнее о маркировке данной товарной группе читайте в специальном материале Milknews. 

За отсутствие маркировки участникам оборота продукции будет грозить административное наказание. Штрафы за производство, ввоз и продажу продукции с нарушением правил прописаны в статье 15.12 КоАП РФ. Кроме того, в Госдуму внесен законопроект об уголовной ответственности за производство и сбыт товара без необходимой маркировки. 

Что нужно сделать, чтобы реализовать проект по маркировке?

Оператор предлагает проделать следующие обязательные шаги для внедрения системы:

Зарегистрироваться  в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров - ГИСМТ

Подписать договоры с оператором - ЦРПТ

Завести и описать карточки товаров в Каталог маркируемых товаров

Подготовить производственную площадку к маркировке. Внедрить и отладить интеграционные решения. В этот шаг входят следующие действия:

  • проведение оценки величины предприятия и анализ бизнес-процессов;
  • подготовка перечня готовой продукции, которая требует маркировки, а также перечня маркируемых форм-факторов;
  • выбор способа нанесения и тип агрегации;
  • подготовка технических требований;
  • подбор технологического партнера, подготовка техзадания;
  • подготовка плана-графика проекта.

Начать выпуск маркированной продукции

В помощь производителям на сайте оператора ЦРПТ размещен калькулятор типовых технический решений. 

Как будет маркироваться сыр и сколько стоит код?

Для маркировки используется двухмерный код в формате Data Matrix, который наносится непосредственно на упаковку товара или товарный ярлык и содержит детальные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска.

Код маркировки Data Matrix наносится на этикетку или потребительскую упаковку, и на групповую упаковку (по стандарту РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix»). Качество нанесения, в соответствии с ГОСТ, должно быть не ниже класса C. 

Стоимость кода маркировки утверждена постановлением правительства РФ № 577 от 8 мая 2019 года и составляет 50 копеек без учета НДС.

Основное правило нанесения кода - он должен хорошо считываться с упаковки. Для этого под ним должно быть предусмотрено белое поле. Сохраняется запрет на нанесение кодов на прозрачную упаковку без белой подложки. ЦРПТ рекомендует оставлять вокруг кода так называемую “зону успокоения” - белое поле размером 2 мм, чтобы сканер мог четко отличить Data Matrix от элемента дизайна на упаковке.

Какой способ нанесения кодов выбрать?

Оператор маркировки ЦРПТ предлагает определиться со способом нанесения, используя схему кросс-вопросов. 

Для производителей доступны три способа нанесения кодов маркировки:

  1. типографский;
  2. прямое нанесение;
  3. этикетирование.

При работе с типографиями объем необходимых изменений на производственном процессе сведен к минимуму. Список типографий, готовых к нанесения кодов на упаковку Data Matrix можно найти на сайте “Честный знак”. На данный момент печатать коды упаковки на сырах готовы 37 типографий, сообщает ЦРПТ. При работе с типографиями можно не только заказать уже готовую упаковку, но и приобрести стикеры, которые в дальнейшем можно наносить на производстве, напоминает оператор.

Прямое нанесение в большей степени подходит тем предприятиям, у которых уже есть оборудование для нанесения даты изготовления или даты истечения срока годности. Как правило, подобная техника может использоваться и для нанесения кодов маркировки. В таком случае потребуется только обновить ПО оборудования до последней версии от производителя и настроить интеграцию с системой ГИС МТ для передачи индивидуальных кодов маркировки и информации о сериализации и агрегации. Как показал опыт оператора ЦРПТ на производствах, прямое нанесение лучше всего подойдет для размотки упаковочного материала, когда упаковка идет по линии равномерно и перемещается с одной скоростью.

Если на производственной линии невозможно обеспечить условий для прямого нанесения. То есть оборудование не позволяет, чтобы продукт перемещался под печатающей головкой с равномерной скоростью, расстояние от печатающей головки до места нанесения было одинаковым, поверхность в месте нанесения позволяла бы наносить Data Matrix код классом качества не ниже С (по ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008), то в таком случае производителю предлагается внедрять автоматическое или ручное этикетирование. Для этикетирования используется принтер-верификатор, который одновременно печатает код на этикетку и проверяет качество нанесенного кода. Для нанесения  на небольшой объем выпуска подойдет ручной аппликатор, для более значительного - автоматический аппликатор или устройство 2-в-1 автоматический принтер-аппликатор, который печатает коды и наносит их. 

Какое решение выбрать для агрегации?

Агрегирование - это процесс объединения товаров в транспортную упаковку с присвоением транспортной упаковке кода идентификации. Для товаров со сроком годности 40 дней и менее агрегация не нужна. Для товаров со сроком годности более 40 дней она будет необходима с 1 декабря 2023. Агрегация станет вторым этапом проекта маркировки. 

Для выбора решения по агрегации оператор предлагает воспользоваться схемой из кросс-вопросов. 

 

 

Если процессы на предприятии в большей степени организованы вручную, то и решением для агрегации будет последовательное сканирование кодов. После сканирования нескольких упаковок сканер отправляет задание на печать групповой этикетки на принтер. 

Если на предприятии используются укладочные столы, то коды считываются с помощью камеры технического зрения, после чего печатается групповая этикетка. 

Если агрегатируется продукция в неориентированной мягкой упаковке (в большей степени актуально для мороженого), то потребуется разделение потоков. В таком случае сортировщик распределеяет продукт по нескольким агрегационным столам, где в автоматическом режиме камера техзрения считывает коды, после чего печатается групповая этикетка. 

Для стандартной продукции в стабильной упаковке, для которой используется прямое нанесение, потребуется камера технического зрения, которая будет сканировать коды и отдавать задание на принтер для печати групповых этикеток. 

Как работать с ГИС МТ?

Процесс интеграции с ГИС МТ предполагает заказ и выдачу кодов маркировки, нанесение кодов на товар, агрегацию, отгрузку и вывод товаров из оборота. Взаимодействовать с ГИС МТ предприятие может через личный кабинет, что в большей степени актуально для малых предприятий, или автоматически с использованием API. Список рекомендуемых интеграторов ПО для работы с ГИС МТ можно найти на сайте “Честный знак”. Срок внедрения программных решений зависит от уровня интеграции и составляет от 20 до 60 рабочих дней. 

Что еще нужно сделать?

С 1 сентября 2022 года стартует объемно-артикульный учет. Это означает, что производителю, импортеру, оптовику или розничному магазину нужно настроить электронный документооборот (ЭДО) и передавать сведения в систему о партиях товара - информацию о коде и количестве отгружаемого маркированного товара - без указания кодов маркировки, которые перемещаются между собственниками. Для этого предприятиям нужно выбрать оператора электронного документооборота и провести тестирование обмена документами с контрагентами. Список рекомендуемых интеграторов ЭДО можно найти на сайте“Честный знак”. 

Что делать с сырами, которые были произведены до даты вступления обязательной маркировки, но будут реализованы после 1 июня? 

Маркировать молочную продукцию, введенную в оборот до даты запрета оборота немаркированной молочной продукции не нужно. Производитель и импортер смогут реализовать данную продукцию до истечения ее срока годности. 

Как быть с нефиксированным весом, характерным для сыров?

В системе предусмотрено текстовое поле, где производитель может указать диапазон веса. По запросу ЦРПТ может предоставить подробную инструкцию по данному вопросу. 

Как быть с маркировкой сырных наборов (тарелок), где в составе есть несколько сортов?

Нужно отталкиваться от того, как данный товар зарегистрирован и что содержится в GTIN - как один продукт или как набор из разных. Исходя из этого, нужно работать и с маркировкой. 

Если в качестве покрытия сырной головы используется восковое покрытие и этикеткой с информацией и кодом, нужно ли сохранять этикетку для покупателя на каждый кусок сыра, отрезанный в месте продажи?

В данном случае из оборота выводится целая голова. Результат фасовки в месте реализации маркировать не нужно. Если предприятие хочет дать покупателю возможность отсканировать код, то его можно разместить, например, под стеклом на витрине. 

Нужно ли маркировать b2b продукцию?

В настоящий момент ЦРПТ ждет решения Минпромторга и Роспотребнадзора с указаниями различий потребительской продукции от b2b, чтобы исключить последнюю из системы маркировки. 

Нужно ли маркировать продукцию, которая отправляется на реализацию на рынок без кассы?

По данному вопросу ожидается ответ от Роспотребнадзора и Минпромторга. Если продукция маркируется, то нужно подавать сведения в систему о выбытии товара. 

Нужно ли маркировать продукцию, которую отправляют на экспорт?

Можно не вводить в оборот товар, который предназначен к ввозу в страну, где нет маркировки. Товар подлежит маркировке, если предназначен как для экспорта, так и для внутреннего потребления. 

Компания импортирует сыры. Как тогда происходит маркировка?

Импортная продукция должна вводиться в оборот с нанесенными кодами маркировки. Импортер должен представить для таможенных процедур декларацию, куда включены коды маркировки. Иностранные производители должны полностью войти в цикл проекта, иначе они не смогут поставлять свою продукцию на российский рынок. 

Импортер сам определяет, где и каким образом будет производить маркировку. Нанесение может выполняться в зависимости от специфики – на производстве или на таможенных складах. Это может делать сам производитель на своих линиях или заказывать упаковку типографиям, в том числе зарубежным. 

Важно определиться, каким способом и где будет наноситься маркировка, и представить информацию о кодах идентификации в таможенной декларации, либо, в случае трансграничной торговли, подать заявку на ввод в оборот.

1620716576

Автор: Наталья Антонова
Теги: маркировка

14377 просмотров

Также рекомендуем:


MN НА ЮТЮБ
Телеграм MN
Комментарии
ТЕЛЕГА
кизельман-март-24
ошейники

Чистота
током элит
полки 4 апреля
Подпишитесь на нашу рассылку
ТЕЛЕГА


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен