Эконива семена

Простыми словами Маркировка мороженого


До старта обязательной маркировки молочных продуктов осталось меньше двух месяцев. С 1 июня 2021 года будет маркироваться мороженое и сыры. Соответствующее решение правительство подписало 17 декабря 2020 года. Для тех, кто еще не успел до конца вникнуть в нюансы системы и у кого остались вопросы по внедрению Milknews рассказывает о маркировке мороженого простыми словами. 

Общие вопросы

Что происходит?

Маркировка сыра и мороженого стартует в РФ 1 июня 2021 года, маркировка молочной продукции сроком хранения более 40 дней, - с 1 сентября, сроком хранения менее 40 дней - с 1 декабря 2021 года. 

Какими документами это регулируется?

Производителям будут полезны следующие документы:

Распоряжение Правительства РФ №792-р от 28 апреля 2018 года “Перечень отдельных товаров подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации”. 

Постановление Правительства РФ №3322-р от 15 декабря 2020 года “О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 №792-р”

Постановление Правительства РФ №2099 от 15 декабря 2020 года “Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции”

Постановление Правительства РФ №577 от 08.05.2019 года “Об утверждении размера платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, необходимых для формирования средства идентификации и обеспечения мониторинга движения товаров, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации, а также о порядке ее взимания”

Какая именно продукция первой попадает под маркировку первой?

C 1 июня 2021 года в систему будут включены следующие виды продукции:

  • сыры (коды по ТН ВЭД 0406, по ОКПД2 10.51.40.100, 10.51.40.210),
  • мороженое и пищевой лед* (коды по ТН ВЭД 2105 00, по ОКПД2 – 10.52.10).

Если молочная составляющая фруктового льда нулевая, он не маркируется. Если больше нуля - маркируется. Не маркируется пищевой и фруктовый лед. 

А кто будет следить за этим?

Проверку маркировки непосредственно в магазинах будет осуществлять Роспотребнадзор РФ. Оператор маркировки подчеркивает, что и после 1 июня в магазинах может оставаться немаркированная продукция, так как она могла быть произведена до 1 июня 2021. Это не является нарушением. Следует проверять наличие маркировки для мороженного произведенного после 1 июня 2021 года.  

За отсутствие маркировки участникам оборота продукции будет грозить административное наказание. Штрафы за производство, ввоз и продажу продукции с нарушением правил прописаны в статье 15.12 КоАП РФ. 

5 апреля 2021 года правительство внесло в Госдуму законопроект о распространении уголовной ответственности, предусмотренной за производство и сбыт товара без необходимой маркировки, на применение заведомо поддельных средств идентификации. 

Про код и его стоимость 

Как будет маркироваться мороженое и сколько стоит код?

Для маркировки используется двухмерный код в формате Data Matrix, который наносится непосредственно на упаковку товара или товарный ярлык и содержит детальные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска. Код Data Matrix состоит из: 

  • Кода товара состоит из 14 цифровых символов;
  • Индивидуального серийного номера единицы товара, который генерируется оператором системы или участником оборота товаров, 6 символов;
  • Ключа проверки, предоставляемого оператором системы, 4 символа.

Код маркировки Data Matrix наносится на этикетку или потребительскую упаковку, и на групповую упаковку (по стандарту РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix»). 

Стоимость кода маркировки утверждена постановлением правительства РФ № 577 от 8 мая 2019 года и составляет 50 копеек без учета НДС.

Что делать с мороженым, которое было произведено до даты вступления обязательной маркировки в силу, но будет реализовано уже после 1 июня? 

Маркировать молочную продукцию, произведенную до даты запрета оборота немаркированной молочной продукции не нужно. Производитель и импортер смогут реализовать данную продукцию до истечения ее срока годности. 

Но, если мороженое было произведено до 1 июня, а его импорт происходит в июле, то данная продукция подлежит обязательной маркировке.

Куда наносить код маркировки?

Основное правило - код маркировки должен хорошо считываться с упаковки. Для этого под ним должно быть предусмотрено белое поле. Оператор маркировки подчеркивает, что сохраняется запрет на нанесение кодов на прозрачную упаковку без белой подложки. Кроме того, ЦРПТ рекомендует оставлять вокруг кода так называемую “зону успокоения” - белое поле размером 2 мм, чтобы сканер мог четко отличить Data Matrix от элемента дизайна на упаковке. Ниже приведен пример правильного и неправильного размещения кодов. 

  

Про нанесение

Как наносить код маркировки на мороженое?

Производителям доступно три способа населения:

  • прямой способ (каплеструйный, термоструйный, термотрансферный, лазерное нанесение), 
  • этикетирование (принтер этикеток/ принтер-верификатор + аппликатор ручной, автоматический аппликатор, автоматический принтер-аппликатор),
  • типографский способ (использование упаковочного материала с кодом маркировки, нанесенным в типографии). 

Производитель сам выбирает один из трех способов нанесение кодов на потребительскую упаковку. Конечный выбор способа нанесения зависит от типа упаковки продукта, доступа к надежному производителю упаковки, качества оборудования, уже установленного на линиях и, если оборудование устаревшее, возможности использовать прямое нанесение на данный вид упаковки.

 

На сайте оператора маркировки честныйзнак.рф в разделе “Типовые технические решения” можно найти все возможные варианты оснащения предприятий в зависимости от типа упаковки. Никакого особенного оборудования непосредственно для мороженого предприятия не требуется, пояснил Milknews оператор. 

Кому подойдет типографский способ нанесения?

Типографский способ нанесения минимизирует необходимые изменения в имеющемся производственном процессе на предприятии. Использование этого метода выглядит следующим образом:

  • производитель получает группу кодов в системе ГИС МТ
  • при заказе упаковки на типографии производитель загружает файл с группой кодов
  • типография печатает упаковку с нанесенными кодами
  • производитель использует упаковку.

При наличии системы агрегации индивидуальные коды сканируются и автоматически регистрируются в ГИС МТ или, при отсутствии агрегации, группа кодов вручную регистрируются на портале ГИС МТ.

Список типографий, сотрудничающих с оператором маркировки и готовых к работе с Data Matrix кодами, можно найти по ссылке

На данный момент к печати кодов на упаковке мороженого flow pack готовы 14 типографий. 

Кому выбрать прямое нанесение?

Прямое нанесение в большей степени подходит тем предприятиям, у которых уже есть оборудование для нанесения Data Matrix кодов. В таком случае потребуется только обновить ПО оборудования до последней версии от производителя и настроить интеграцию с системой ГИС МТ для передачи индивидуальных кодов маркировки и информации о сериализации и агрегации. Выбор прямого нанесения определяется форм-фактором упаковки и местом нанесения. В случае мороженого, например, в большинстве случаев лазерный способ не подходит из-за особенности упаковки. Наиболее подходящий тип нанесения считается термотрансферный, указали в ЦРПТ в рамках рабочей встречи с производителями. 

Для кого подходит этикетирование?

Если на производственной линии невозможно обеспечить условий для прямого нанесения. То есть оборудование не позволяет, чтобы продукт перемещался под печатающей головкой с равномерной скоростью, расстояние от печатающей головки до места нанесения было одинаковым, поверхность в месте нанесения позволяла бы наносить Data Matrпix код классом качества не ниже С (по ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008). В таком случае производителю предлагается внедрять автоматическое или ручное этикетирование. 

Для этикетирования часто используется принтер-верификатор, который одновременно печатает код на этикетку и проверяет качество нанесенного кода. Для небольшого объема выпуска подойдет ручной аппликатор, для более значительного - автоматический аппликатор или устройство 2-в-1 автоматический принтер-аппликатор, который печатает коды и наносит их. 

Этикетирование отличает низкая стоимость аппликатора, простота эксплуатации и высокая скорость внедрения. Тогда как для прямого способа (струйного принтера) характерна более низкая стоимость расходных материалов, отмечает оператор маркировки. 

В ходе эксперимента промаркированная с помощью этикеток продукция подвергалась заморозке в течение 2,5 месяцев. Стикеры за этот период сохранили свое первоначальное состояние, указывает оператор. 

Есть ли какой-то способ нанесения кодов, который предпочтителен именно для производителей мороженого?

Все зависит от особенностей производства, типа упаковки, уровня автоматизации линий, ERP-систем и других факторов. На рынке есть поставщики оборудования для предприятий малого, среднего, крупного бизнеса. Способы нанесения и считывания кодов маркировки на производстве могут быть определены по результатам обследования производственных площадок интеграторами оборудования или представителями оператора. Список интеграторов и других компаний, занимающихся внедрением маркировки, сотрудничающих с ЦРПТ, можно найти на сайте оператора

А что делать с упаковкой, которая уже произведена и на ней нет Data Matrix кодов?

Как вариант, такую упаковку можно домаркировать с помощью стикеров. Такое решение предлагают отдельные типографии. За дополнительной информацией можно обратиться к оператору, обозначив в запросе материал, метраж и макет упаковки.

Про агрегацию 

Что такое агрегация и нужна ли она для мороженого?

Агрегирование - это процесс объединения товаров в транспортную упаковку с присвоением транспортной упаковке кода идентификации. Для товаров со сроком годности 40 дней и менее агрегация не нужна. Для товаров со сроком годности более 40 дней она будет необходима с 1 декабря 2023 - то есть  у производителей есть 2,5 года на подготовку, отмечает оператор маркировки. 

Какое оборудование нужно для агрегации?

Для агрегации маркированного товара понадобится устройство сканирования Data Matrix кода: мобильный сканер, стационарный сканер, камера технического зрения. Кроме этого, потребуется мобильный принтер или автоматический принтер-аппликатор. 

Про “Меркурий”

А что теперь делать с системой“Меркурий”?

Две системы ГИС МТ и ФГИС ВетИС будут взаимодействовать между собой. Крупные производители могут работать в системах через доступный API. Небольшие компании, которые работают через веб-интерфейс, будут работать в едином личном кабинете, где в режиме “одного окна” можно загружать данные в обе системы. 

Про подключение

Какие конкретные шаги нужно проделать, чтобы выполнять требования законодательства?

Зарегистрироваться в государственной системе прослеживаемости. Для регистрации понадобится усиленная квалифицированная подпись.

Подписать договор о подключении и оказании услуг по предоставлению кодов маркировки в личном кабинете.

Описать товары в подсистеме “Национальный каталог” ГИС МТ.

Обеспечить обмен данными между учетной системой предприятия с ГИС МТ о маркируемом товаре.

Выбрать интегратора для внедрения маркировки.

Определиться со способом нанесения кодов маркировки.

Утвердить технические решения и заключить договор с интеграторами. 

Реализовать внедрение маркировки. 

Про магазины 

Нужно ли что-то делать, если у вас есть магазин мороженого ?

Если у вас есть фирменный магазин или точки продаж мороженого, то необходимо проделать дополнительные шаги:

Обновить кассовое программное обеспечение

Оснастить место кассира 2D сканером

А если речь идет о продаже мороженого на развес?

Маркируется мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао, не содержащие молочных жиров или содержащие менее 3 мас. % молочных жиров. (ОКПД-2 10.51.40.210; 10.52.10 ТН ВЭД 2105 00 ). 

Не маркируется то, что фасуется в точке реализации. Если это рожок с шариками, которые зачерпывают ложкой из емкости с мороженым - то они не маркируются.

Про импорт 

Компания импортирует мороженое. Как тогда происходит маркировка?

Импортная продукция должна вводиться в оборот с нанесенными кодами маркировки. Импортер должен представить для таможенных процедур декларацию, куда включены коды маркировки. Иностранные производители должны полностью войти в цикл проекта, иначе они не смогут поставлять свою продукцию на российский рынок. Задача маркировки лежит на импортере. Он сам и определяет, где и каким образом будет производить маркировку. 

Нанесение может выполняться в зависимости от специфики – на производстве или на таможенных складах, это может делать сам производитель на своих линиях или заказывать упаковку типографиям, в том числе зарубежным. Важно определиться, каким способом и где будет наноситься маркировка, и представить информацию о кодах идентификации в таможенной декларации, либо, в случае трансграничной торговли, подать заявку на ввод в оборот.

А если остались вопросы?

По любым вопросам производители могут обратиться к оператору маркировки по почте support@crpt.ru (технические вопросы) или tgmilk@crpt.ru (методологические вопросы), а также по телефону 8 800 222 15 23


Автор: Наталья Антонова
Теги: маркировка

2862 просмотра

Также рекомендуем:


MN НА ЮТЮБ

Комментарии
extenso
ТЕЛЕГА
Deiry Business

Господдержка
MAP 17 мая
Подпишитесь на нашу рассылку
РЕЙТИНГ СЫРОВ


Аналитический центр Milknews
Распаковка
Питание детей 17 июня
Распаковка
Питание детей 17 июня