Обзор Как рынок мороженого встретил начало «высокого» сезона

У производителей мороженого начался «высокий» сезон, тем временем Росстат опубликовал показатели рынка за первые четыре месяца текущего года. Что происходило с производством и ценами на мороженое в январе-апреле, и удастся ли производителям побить рекорд прошлого года, вместе с нашим постоянным экспертом - председателем совета директоров казахстанской компании «Шин-Лайн» Дмитрием Докиным - рассказываем в новом материале.
Общие итоги
Согласно данным Росстата, производство мороженого в январе-апреле текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2024-го снизилось на 2,9% - с 191,2 до 185,8 тыс. т.

Несмотря на то, что в январе и феврале сопоставимые показатели производства были положительными (+8,5% и 6,8% соответственно), участники рынка наблюдали нисходящую динамику роста. Поэтому, по словам Дмитрия Докина, “уже не вызывало особого удивления снижение производства в марте на 3,6% и рекордное падение на 12,1% в апреле”.

Региональный разрез
Основной производственный кластер мороженого в России - Центральный федеральный округ - продолжает терять позиции. В январе-апреле 2025 фабрики данного макрорегиона сократили выпуск по сравнению с тем же периодом 2024-го на 7,1% - с 64 до 59,5 тыс. т.
Многолетний лидер по динамике роста производства - Южный ФО - в 2025 году стал «антилидером» рейтинга. Здесь в январе-апреле 2025 выпуск мороженого снизился на рекордные 14,8% - с 32,5 до 27,7 тыс. т.
Отрицательную динамику также показали Северо-Кавказский ФО (-3,9%) и Дальневосточный ФО (-13,1%), хотя оба макрорегиона выпускают небольшие объемы продукта.
Между тем, в четырех федеральных округах наблюдался рост: Уральский ФО вырос на 14,9% с 8,7 до 10 тыс. тонн, Северо-Западный ФО вырос на 10,1% - с 17,6 до 19,4 тыс. т, Поволжский - на 3%, с 29,5 до 30,4 тыс. т, Сибирь прибавила незначительно – всего лишь 1,2%, с 32,8 до 33,2 тыс. т.

Производство по видам продукта
В январе-апреле 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024-го снижалось производство как натурального мороженого (на 1% - с 170 до 168,8 тыс. т), так и продукции с заменителем молочного жира: ее падение составило 17,9% (с 20,6 до 16,9 тыс. т). «У нас продолжается расти определенное опасение потреблять растительные жиры, и этот факт снижения ЗМЖ лишь подтверждение этого тренда», - отмечает Дмитрий Докин.
Среди крупных категорий положительная динамика производства наблюдалась только в сегменте молочного мороженого, которое содержит 3,5-8% молочного жира: рост составил 47%, с 10,6 до 15,6 тыс. т. Пломбир и сливочное мороженое показали отрицательную динамику выпуска: падение составило 4,6% с 112 до 107 тыс. т и 9,7%, с 38,6 до 34,9 тыс. т соответственно. «Переход с более дорогих видов - пломбира и сливочного - на молочное мороженое объясняет изменение покупательской способности населения», - считает глава «Шин-Лайн».
Он отмечает, что смеси для мягкого мороженого и само мягкое мороженое идут в статистике двух разных категориях, что напоминает «двойной счет», «но цифры там ничтожно малы по сравнению с другим типами мороженого, поэтому «задвоение» не принципиально».

Цены и динамика продаж
В январе-апреле 2025 года оптовые цены на мороженое выросли на 20,7%, при этом в розничной торговле рост полочных цен составил 17,6%. «Другими словами, практически всё повышение заводских цен ритейлеры моментально переложили на плечи потребителей», - отмечает Дмитрий Докин. В апреле 2025 г. средняя полочная цена 1 кг мороженого достигла 861 руб. в дополнение к росту на 16% или с 703 до 816 рублей в течение 2024 года.
По мнению эксперта, повышение цен производителями было обусловлено ростом цены на основное сырье и компоненты. «Молочное сырье «штормило» в течение года сначала из-за цен на масло, затем – на СОМ, стоимость шоколада и глазури увеличилась из-за роста цен на какао-бобы более чем в два раза, фруктовые наполнители подорожали во многом из-за усложнения импортной логистики, также мы наблюдалирост зарплат, логистики и упаковки», - отметил глава «Шин-Лайн».
При этом Дмитрий Докин подчеркивает, что инфляция сырьевых материалов происходит постоянно, рынок привык к этому и быстро адаптируется к новым реалиям полочной цены.

По данным агентства NTech, в январе-марте 2025 vs 2024 в ведущих федеральных торговых сетях продажи мороженого сократились на 7,2% с 97 до 90 тыс. тонн. Однако, в стоимостном выражении продажи выросли на 6,6% - с 60 до 65 млрд руб.).
«Мороженое всегда относилось к высокоинфляционным категориям продукции», - отмечает Дмитрий Докин. В январе-марте 2025 года средняя розничная цена 1 кг мороженого выросла по сравнению с аналогичным периодом 2024 года на весомые 14,8% (с 629 до 722 руб.) при официальных оценках годовой инфляции в I квартале 2025 года на уровне 10,28%.

Как замечает эксперт, в прошлом году участники рынка с оптимизмом смотрели на динамику роста категории – она опережала почти все смежные категории (кондитерских и молочных продуктов). Агентство NTech даже внесло категорию «мороженое» наряду с «водой», «готовыми блюдами», «выпечкой» и «прикассовой кондитеркой» в группу «звезды» - продукты, которые и в физическом, и в денежном выражении росли лучше рынка в целом.
Однако темпы роста продаж мороженого в натуральном выражении во втором полугодии 2024 упали до 8,5% по сравнению с темпами роста 23% в первом полугодии 2024-го. «Поэтому все ожидают какого-то позитивного разворота рынка в 2025 году с определенной долей оптимизма», - считает Дмитрий Докин.
Почему всё так?
По мнению Дмитрия Докина, причинами “негативного разворота” рынка мороженого в начале этого года стали рост кредитной ставки, которая привела к минимизации накопления готовой продукции на складах, а также холодная весна, способствующая снижению потребительского спроса на мороженое. Большое влияние на рынок оказало и повышение отпускных цен на продукцию вследствие роста стоимости сырья, компонентов и других составляющих себестоимости (молочного жира, шоколад, сахара, фруктовых наполнителей, зарплат, логистики и упаковки). Также свое влияние оказало замедление роста покупательской способности.
Согласно прогнозам эксперта, драйверами будущего позитивного развития рынка могут стать не полностью исчерпанный потенциал «звездности» категории мороженого и улучшение погоды в летний сезон.
“Все с нетерпением ждут результаты июня – именно по результатам летних месяцев можно говорить о тех или иных тенденциях”, - считает Дмитрий Докин.
1750323646
мороженое
301 просмотр
Также рекомендуем:
Молочные продукты
H&N вложит 3,75 млрд руб. в реконструкцию молочного комбината в Курганской области

РФПИ и «Мулти Милк» инвестируют 15 млрд руб. в производство сухих молочных смесей в Подмосковье
Аналитический центр Milknews