компоненты

Разбор Почему нельзя использовать фразу «Пейте, дети, молоко»


Знаете ли вы, что используя знаменитое «Пейте, дети, молоко» в своей рекламной кампании, вы рискуете получить штраф в несколько сот тысяч рублей? А тем временем, согласно базе судебных решений, правообладателю этой известной всем с детства фразы удалось отсудить у компаний, незаконно использующих ее, более 1 млн рублей. Об одном из наиболее резонансных случаев защиты авторских прав в молочной отрасли читайте в новом материале Milknews.

Что можно защитить

Согласно данным системы поиска и анализа судебной практики Caselook, в 2023 году в России было зарегистрировано 52 тыс. 620 судебных споров, связанных с защитой интеллектуальной собственности, что на 21% больше, чем годом ранее. По данным, представленным юрисконсультом Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Татьяной Головатой, статистика по удовлетворению подобных исков составляет в среднем около 70% в год. Общая сумма наложенных штрафов, начиная с 2016 года, уже составила около 200 млн рублей.

О чем же идет речь в этих спорах? В соответствии с Гражданским кодексом России, интеллектуальная собственность — это результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателей и юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые охраняются законом. Таким образом, ее можно воспринимать как совокупность прав автора или иного правообладателя, позволяющих распоряжаться этими нематериальными объектами, запрещать и разрешать их использование третьим лицам.

Как отметила Головатая, самыми частыми оказываются дела именно по защите авторских прав, чему способствует развитие сектора креативной экономики. Обычно такие нарушения выражаются в использовании объектов интеллектуальной собственности, например изображений или литературных произведений, без согласия правообладателя и без выплаты соответствующего вознаграждения.

Осторожно, дети с молоком!

В российской культуре существует немало произведений, посвященных молоку, но, пожалуй, самым известным является детская песня «Кто пасется на лугу?» авторства Юрия Черных, в которой содержится не менее известная фраза «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!». Однако не всем известно, что эта фраза, позволяющая воспитывать далеко не первое поколение детей, как и все объекты интеллектуальной собственности, защищена авторскими правами. Правообладателем обеих фраз является дочь Юрия Черных Людмила Лобзова. Согласно базе данных «РБК Компании», она зарегистрировала официальные торговые марки «Далеко на лугу пасутся» и «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!» в 2021 году.

Однако защищать авторские права произведения она начала раньше. Еще в 2015 году Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга удовлетворил иск Лобзовой к оптово-розничной компании «Димарт», работающей на рынке продовольственных товаров. Как говорится в документах суда, в конце 2012 года компания проводила в гипермаркете «Мой Мир» в г. Петропавловске-Камчатском проводил лотерею под названием «Пейте люди молоко – будете с машиной». В рекламном ролике также содержались строки: «На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко… - Коровы? - Нет! Конечно же машины!». Поскольку и название лотереи, и фразы, содержащиеся в рекламном ролике, были использованы без согласия на это правообладателя, суд принял решение взыскать с «Димарта» в пользу Лобзовой денежную компенсацию в размере 900 тыс. рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 12,2 тыс. рублей.

Аналогичное дело было возбуждено Лобзовой в 2020 году в Московском арбитражном суде против Росбанка в связи с тем, что кредитная организация с 1 июня 2016 года без ее согласия использовала фрагмент стихотворения на своих официальных страницах в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook. Соответчиком по делу выступала УК «Нектарин», поскольку именно ее представители разместили эти строки в сетях. «В контексте избранной ответчиком маркетинговой стратегии размещение фрагмента стихотворения в социальных сетях должно было напомнить подписчикам и другим пользователям сети Интернет об известном рекламном проекте ответчика – инсталляции "Мороженое". Этот арт-объект широко освещался по телевидению, в средствах массовой информации и в социальных сетях. Таким образом, использование фрагмента стихотворения преследовало коммерческий интерес», - говорится в материалах суда. Лобзова требовала взыскать с банка 800 тыс. рублей, однако суд удовлетворил иск лишь частично, постановив ответчику оплатить 250 тыс. рублей компенсации, а также покрыть расходы на госпошлину в размере 6 тыс. рублей.

Третье дело Лобзовой, также рассмотренное Московским арбитражем в 2023 году, было возбуждено против компании «Комус», торгующей товарами для офиса. Ее представители также незаконно с 2015 года использовали фрагменты стихотворения на официальном сайте компании и в ее социальных сетях. Суд удовлетворил иск Лобзовой на 600 тыс. рублей лишь частично, постановив взыскать с «Комуса» 60 тыс. рублей компенсации, а также 1,5 тыс. рублей на покрытие расходов за уплату госпошлины.

Кроме того, в 2023 году Лобзова обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к компании «Хайперфудс Холдинг» (владелец -  агрохолдинг "Комос Групп")  о взыскании 1,36 млн рублей компенсации, однако затем она отказалась от иска. В сентябре суд вернул истцу заявление. 

Рекомендации юриста

Фраза «Пейте, дети, молоко!» за последние десятилетия стала крылатой в России, поэтому зачастую люди, использующие ее, просто не понимают, что она, в отличие, например, от пословиц и поговорок является объектом интеллектуальной собственности. Однако незнание не освобождает от ответственности. Так, в сети Интернет встречается много примеров ее использования, некоторые из которых также пытается оспорить Людмила Лобзова.

«Следует знать, что использование в коммерческой деятельности изображений, стихов, песенок из мультфильмов или оформление своей продукции в стиле схожем со стилем другого производителя аналогичной продукции, является нарушением интеллектуальных прав», - отметила юрисконсульт Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Татьяна Головатая.

Она подчеркнула, что при использовании какой-либо фразы или образа важно убедится, что они не относятся к охраняемым объектам для бездоговорного использования. Если же объект является интеллектуальной собственностью, необходимо определить правообладателя и согласовать с таким правообладателем порядок и стоимость использования. «То есть при просмотре какой-либо картинки или фотографии, равно как и при прослушивании запоминающейся фразы, песни или мелодии, необходимо исходить из того, что это чья-то собственность и для ее использования необходимо заключать договор с собственником. Таким образом, в сфере использования интеллектуальной собственности стоит пользоваться презумпцией наличия правообладателя», - подчеркнула юрист.

При этом, по ее словам, следует обратить внимание, что с точки зрения закона охраняется не только сама картинка в первоначальном виде, но и переработка оригинала. И даже если материал взят из открытых источников, суд предпринимателю выиграть практически невозможно, так как самого факта бездоговорного использования объекта достаточно для принятия решения в пользу правообладателя.

По мнению Головатой, в данном случае лучшая защита — это превентивные меры: «До начала использования объекта, который можно отнести к интеллектуальной собственности, необходимо найти правообладателя и заключить договор о приобретении или использовании соответствующего объекта, в противном случае вы заранее проиграли», - заключила она. 

1712291924

суд

4001 просмотр

Также рекомендуем:


MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
НЕДЕЛЯ РИТЕЙЛА
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен