Исследование: Как молочники и обыватели представляют «идеальную ферму»
Своё мнение о том, какие условия должны быть на молочных фермах, есть как у аграриев, так и у простых потребителей молока. И первые, и вторые ставят во главу угла качество молока, однако во взглядах есть немало различий. Ученые Федерального университета Санта-Катарины (Бразилия), с чьим докладом ознакомился Milknews, советуют фермерам прислушаться к мнению публики.
Бразильские специалисты решили сравнить мнение потребителей с позицией фермеров, полагаясь на труды коллег из Европы и США. Их более ранние труды заверяли, что именно позиция публики играет наибольшую роль в обеспечении благосостояния скота. Принимая решения исходя из мнения «со стороны», руководство агропредприятий улучшило условия на фермах.
Всего исследователи опросили 323 фермеров и агроспециалистов и, в противовес им, 280 случайных прохожих. Сравнивая ответы, они выяснили, что аграрии и обыватели по-разному смотрят на само понятие благополучия коров. В то время как специалисты вкладывали в это понятие биологические показатели скота (как хорошо растут животные, не болеют ли они и т. п.), публике было важнее его самочувствие (комфортно ли коровам или, наоборот, больно).
Подобные различия проявились и с понятием «натуральности». Для опрошенных неспециалистов естественность выражалась в первую очередь в возможности коров вести себя так, как они бы вели себя в природе. Соответсвенно, на идеальной ферме, по их мнению, коровы как минимум пасутся свободно. Примечательно, что и сами аграрии отдавали предпочтение свободному выпасу – но не из-за «естественных желаний» животных, а потому, что молоко от коров, кормящихся на пастбищах, лучше по биохимическим показателям. (Здесь, впрочем, надо отметить, что 80% крупного рогатого скота в Бразилии пасутся открытым способом – в России подобный показатель существенно ниже.)
Качество молока больше всего волновало опрошенных потребителей – не в последнюю очередь из-за ряда скандалов, случившихся в Бразилии на этой почве в прошлом году. Люди, не знакомые в деталях с технологией производством молока, считали, что предпринимателям надо вкладываться в новые технологий и сельхозоборудование. Для самих же работников сельхозпредприятий модернизация привлекательна из-за социального эффекта: использование новой техники снижает нагрузку на людей и тем самым делает их жизнь легче. Вместе с этим они признают, что полная автоматизация может нарушить привычный уклад жизни небольших фермеров.
Интересно, что сами производители молока не выражали никаких опасений по поводу качества. В их описаниях идеального предприятия фигурировали в основном финансовые показатели и высокая производительность. Лишь некоторые фермеры отметили, что санитарные условия и квалификация рабочих оказывают прямое воздействие и на качество продукта, и на продуктивность «фермы мечты». Обыватели же недвусмысленно отметили, что именно эти условия нужны для того, чтобы предотвратить возможные нарушения технологии.
В конце исследователи дают ключевые советы ветеринарным специалистам и фермерам. Первые, по их мнению, должны быть независимы в своей работе как от аграриев, так и от массового мнения, и делать свою работу независимо. Вместе с тем, фермерам рекомендуется обращать внимание не только на биологические данные, но и на аффективную составляющую жизни животных. Именно этого от них и хочет потребитель – не только из-за сочувствия, но и ради повышения качества производства.
Автор: Юрий Литвиненко
Теги: мир бизнес экология Юрий Литвиненко