Опыт: Как решают проблемы продбезопасности в других странах


О продовольственной безопасности говорят все, кто имеет к ней отношение - существует теория, что каждый новый глава Минсельхоза должен начинать министерскую карьеру с разговоров о ней. Вот и Дмитрий Патрушев во время своей первой встречи с коллегами в Минсельхозе заявил, что среди главных задач агропрома - обеспечение продовольственной безопасности страны. Так же в свое время поступил и Александр Ткачев сразу после вступления в должность министра, а Алексей Гордеев и вовсе защитил диссертацию на тему «Продовольственное обеспечение России».
 
Доктрина продовольственной безопасности была принята в России в 2010 году - благодаря этому документу импортозамещение стало одной из центральных повесток в отечественной аграрной политике. В итоге Россия достигла пороговых показателей по независимости производства почти по всем товарам, отставая только по молоку.
 
Как работают аналогичные системы безопасности в других странах, разбираем новом лонгриде Milknews, подготовленном на основе материалов РАНХиГС.


Бразилия

В 2003 году Президент Бразилии Луис Да Силва объявил программу Zero Fome – госпрограмму, направленную на искоренение голода. Проект был вынесен на обсуждение еще до того, как Да Силва стал президентом.
 
Главная идея программы – не предоставление денежных компенсаций нуждающимся, а структурная политика по обеспечению справедливого распределения доходов, стимулированию производства и созданию рабочих мест.
 
Да Силва считал, что если ограничиваться лишь компенсационными мерами, а голод и дальше продолжит увеличиваться и создавать еще большую безработицу – то любые попытки решить проблему станут просто проеданием денег, и в итоге она станет нерешаемой. С другой стороны - люди хотят есть каждый день, а структурные меры могут дать эффект только спустя десятки лет, поэтому продовольственную помощь все-таки ввели.

 

К моменту введения этой программы в стране отсутствовала единая структура создания запасов и продовольственной помощи населению, вместо этого во многих муниципалитетах начали действовать локальные практики помощи голодающим. Это решало проблему «на местах», но не создавало условий для занятости и никак не способствовала искоренению голода.

Проект включал в себя отдельные «общие» компенсационные меры, вроде программы по получению базового питания на определенный период времени или чрезвычайную продовольственную помощь при засухах и стихийных бедствиях. Также предусматривались и структурные меры – отдельные программы для сельских районов (поддержка КФХ и семейных хозяйств, создание рабочих мест), для малых и средних городов (работа с розницей) и мегаполисов (работа с сетями, банками продовольствия).

Банки продовольствия формируются НКО, которые собирают продукты с истекающим сроком годности и передают нуждающимся. Кстати говоря, в России эта практика только зарождается и пока не имеет никакой институциональной поддержки.
 
Так или иначе, общепринятой Доктрины продбезопасности в Бразилии нет, но частный случай - проект «Нулевой голод» смог затронуть 44 млн человек – а это почти 10 млн семей.


 

Беларусь

У союзного государства доктрина национальной продбезопасности принимается на определенный период – документ от конца 2017 определяет стратегию страны до 2030 года (в российском варианте временные рамки не определяются). Основные задачи – повышение производства, снижение себестоимости продукции, конкуренция на внешнем рынке и выстраивание агропродовольственной системы в рамках ЕАЭС.

 

Как и в российской доктрине, здесь указано, что продбезопасность – состояние экономики, независимо от внешних факторов обеспечивающая доступность и рацион питания. Здесь всплывает второе существенное отличие от российской стратегии – в документе прописана не просто доступность еды, а ее доступность с удовлетворением предпочтений потребителя.
 
Третье отличие – в белорусском документе отсутствует упор на продовольственную независимость государства, она вообще не является критерием продбезопасности. Проднезависимость оценивается по 10 основным продуктам, по которым вели статистику потребления еще в СССР - общее потребление должно быть на уровне 3500 ккал в сутки, при том что 80-85% продукции должны составлять товары отечественного производства.

В Доктрине выделены внутренние и внешние угрозы продбезопасности – они прописаны по логике документов ФАО и соответствуют общей международной практике. Среди внутренних рисков – «нестабильность сельскохозяйственного производства», имеется в виду зависимость от природных и климатических условий.
Примечательно, что в перечень внешних рисков отчасти включена и Россия – «обострение конкуренции в рамках международных и региональных торгово-экономических формирований, включая ЕАЭС». Так что готовность к проблемам с поставками в Россию была прописана еще в прошлом году.
По итогам каждого года предусмотрена публикация докладов с результатами обеспечения безопасности, в России такая практика не предусмотрена.
 

США
 
В США Доктрины продбезопасности не принимаются, она регулируется через отдельные законы. Первый закон, Agricultural Marketing Agreement Act был принят еще в 1937 году, а основной документ сельхоз- и продовольственной политики – Farm Bill, принимается сроком на 5 лет.
 
Farm Bill предусматривает наличие программ продовольственной помощи. Их в стране несколько – для беременных женщин и детей, школьные завтраки и обеды (как бесплатные, так и субсидированные). Еще есть дополнительная программа Supplemental Nutrition Assistance Program - SNAP.

 

Вообще, на таких программах государство и делает акцент – общий объем продовольственной помощи от Минсельхоза США в 2010 году составил 62% от бюджета господдержки, это 94 млрд.
 
Получается, что огромная часть аграрного бюджета идет на программы поддержки малообеспеченных граждан. Чтобы было проще объяснить, ниже мы рассмотрим основные отличия программ такой помощи в США и России.
 

CША Россия (проект)
Куда перечисляются средства поддержки На карту, но предусмотрены гранты для оснащения терминалами продавцов На карту. Обустройство магазинов, лавок, рынков – за счет их хозяев, которые оценивают затраты от 18 до 30 тыс. рублей единовременно + затраты на интернет, который во многих местах отсутствует
Кто попадает под программу По заявлению с учетом дохода и имущества, условий жизни С учетом официальных доходов ниже прожиточного уровня
Что можно купить Почти все, кроме алкоголя и табака Хлеб, макаронные изделия, мука, овощи, фрукты, сухофрукты, соль, сахар, растительное масло, рыба, питьевая вода, молочные и мясные продукты, яйца, семена и саженцы, крупы
Кто управляет Деньги перечисляются на обычные карты «Национальный администратор Программ поддержки спроса» (АНО «НАППС»)
Кто оператор Минсельхоз США Минпромторг, Минсельхоз (?)
Размер поддержки Зависит от числа членов семьи. В среднем 126 $/мес. на человека До 10 тыс. рублей/год
Привязка к продуктам национальных производителей Не привязаны Привязаны


Напомним, что проект продовольственной помощи в РФ находится на согласовании в правительстве, он предусматривает в том числе и введение продовольственных сертификатов, которые чаще называют продовольственными карточками.


Казахстан

В Республике Казахстан отсутствует доктрина продбезопасности как отдельный документ, она частично включена в закон «О национальной безопасности» и «О государственном регулировании развития АПК». Все понятия в законе в точности повторяет российские формулировки, но в направлениях есть различия: в Казахстане мониторят и прогнозируют спрос, а в законах прямо прописано взаимодействие местных органов с федеральными и использование региональных фондов для товаропродвижения.
 
Экономическая доступность продовольственных товаров – это возможность населению покупать продукты в соответствии с нормами потребления, при существующих структуре потребления продовольственных товаров, системе цен, уровне доходов, социальных пособий и льгот. Получается, что, в отличие от России, в Казахстане доступность товаров рассчитывается не только исходя из их наличия на полках, но и с учетом цен, доходов и льгот у населения.
 
Продовольственная независимость республики считается недостигнутой, если годовое производство продовольствия не покрывает 80% от годовой потребности населения. Этот пункт мало отличается от российского подхода: не 85% от фактического потребления отдельных продуктов, а 80% от нормы.

1527060900

Автор: Артем Фальчев

3074 просмотра

Куодайс озон мобильный

Комментарии
Куодайс озон до 8.11
ЮТЮБ
МО 2021
Упак 27 января
ДЗЕН кв
5 апреля 23
Агрос 2023 январь
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизельман новое будущее Судогда

константа 1.12

Аналитический центр Milknews
дейри теч до 27 января
АГРОС 27 января
дейри теч до 27 января
АГРОС 27 января