компоненты

"Проектная мастерская" РЭЦ: кто будет разрабатывать национальный проект развития несырьевого экспорта


Новые «майские указы» Путина предполагают удвоить объем несырьевого неэнергетического экспорта к 2024 году. По документу, экспорт должен достичь 250 миллиардов долларов, в том числе поставки продукции машиностроения – до 50 миллиардов.
 
Российский Экспортный Центр в ходе недели российского ритейла представил «Проектную мастерскую» - это новый формат, в котором будет разрабатываться национальный проект развития несырьевого неэнергетического экспорта.
 
 
Цели и формат
 
Для того, чтобы все сформированные инициативы национального проекта были максимально прикладными, их разработка будет вестись в проектных мастерских. Участвовать в создании проекта будут как руководители структурных подразделений профильных министерств и ведомств, так и предприниматели-экспортеры.
 
Формат работы «мастерской» - проектный подход, в нем будут определены основные мероприятия, каждое из которых будет иметь конкретные сроки реализации. По каждому пункту будет назначаться ответственный, также будет формироваться система мониторинга исполнения и отчетности.
 
Формат проектных мастерских предполагает работу по восьми основным направлениям – сельскохозяйственная и продовольственная политика, промышленная экспортная политика, экспортная политика в сфере услуг, регулирование экспорта, финансовые и нефинансовые меры поддержки, логистика международной торговли, ЕАЭС и международные барьеры, а также национальная система продвижения. По каждому из них будут прописаны инструменты достижения результатов, четкие критерии оценки эффективности и назначены ответственные.
 
В конце июня документ представят на рассмотрение в Правительство РФ. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил: «РЭЦ работает в этом направлении уже много лет, мы ежегодно набираем обороты и понимаем, что должны перейти на следующий этап – сделать мощный рывок для доступа отечественных компаний на внешние рынки. Это сложные процессы, требующие не только производства качественной продукции, но и выхода на внешний периметр, а также оказания максимальной поддержки отечественным предприятиям».
 
Среди основных инструментов господдержки министр назвал предэкспортное льготное финансирование, разработку экспортно-ориентированной продукции, в том числе с помощью инструментов Фонда развития промышленности, комплексные инвестиционные проекты. «Решая задачи импортозамещения, мы наработали большой опыт. Есть широкая номенклатура продукции, и сегодня мы готовы двигаться на экспортные рубежи и поставлять свою продукцию на внешний рынок», заявил Денис Мантуров.
 
 
Глава Группы РЭЦ Андрей Слепнев заявил, что развитие несырьевого экспорта зависит от совместной работы широкого круга участников: компаний-экспортеров, банков, министерств и других ведомств. «Принципиально важно синхронизировать усилия всех вовлеченных сторон и обеспечить своевременное выполнение каждого конкретного шага. Проектный подход успешно применяется в Правительстве, в том числе именно благодаря ему мы смогли решить ряд задач: увеличить поставки услуг и несырьевых товаров за границу до 134 млрд долларов по итогам 2017 года, а также привлечь к экспортной деятельности тех, кто раньше работал только на внутреннем рынке».
 
 
Участники от АПК
 
Рабочая группа по АПК №2 «Сельскохозяйственная и продовольственная экспортная политика» будет включать в себя представителей отраслевых рынков и ассоциаций. Комиссия будет решать вопросы производства и экспорта зерна, масложировой, мясомолочной, плодоовощной продукции, рыбы, дикоросов, напитков и готовой пищевой продукции.
 
В данный момент проходит формирование комиссий и выдвижение кандидатов на участие в проектной мастерской. Оно завершится 22 июня 2018 года.
 
К участию уже приглашены Национальный союз зернопроизводителей, «Союзмолоко», Российский птицеводческий союз, Национальный союз свиноводов, а также крупные переработчики и сельхозтоваропроизводители.
 
На этой неделе Масложировой союз уже принял участие в разработке экспортных направлений, исполнительный директор ассоциации Михаил Мальцев рассказал, что на площадке «Проектных мастерских» союз детально протестировал параметры проекта развития экспорта маложирового сектора.
 
«Были рассмотрены, в том числе, и сдерживающие факторы роста. Эксперты сошлись во мнении, что в первоочередном порядке необходимо решить задачу сырьевой обеспеченности. Также обсуждался вопрос текущей рентабельности производства и ценообразования в масложировой отрасли, так как в уже не один сезон возникает серьезный перекос в части доходности между производителями масличных и переработчиками. А вопрос выравнивания условий экономической деятельности напрямую связан с задачей развития экспортного потенциала. Отрасль является лидером?по потенциалу роста несырьевого экспорта, и при формировании благоприятных условий за шесть лет готова вырасти почти в два с половиной раза в стоимостном выражении. Если обращаться к предметным расчетам, то отрасль готова обеспечить прирост экспорта?к 2024 году в объеме?почти?$5 на каждый доллар от господдержки, запрашиваемой в рамках проекта».
 
 
Экспорт в молочной отрасли
 
По данным АЦ Milknews, экспорт молочной продукции из РФ в стоимостном объеме достиг в прошлом году 309 млн долларов. Однако, в первом квартале 2018 экспорт молочной продукции из РФ сократился в стоимостном выражении на 9%. В ближайшие месяцы экспорт, вероятнее всего, останется ниже прошлогоднего уровня за счет уменьшения поставок в страны СНГ, в более отдаленной перспективе ожидается рост производства молока и экспорта молочной продукции из РФ.
 


Союзмолоко видит в числе нефинансовых мер государственной поддержки сохранение нулевых ввозных пошлин на оборудование для молочной отрасли, сейчас в рамках обязательств перед ВТО Россия ежегодно снижает пошлины на определенные группы товаров. Однако весной Департамент сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга предложил поднять пошлины на ряд товаров, ставки на которые существенно ниже тех, что требуется по условиям ВТО и предложили рассмотреть вопрос их повышения.

По словам исполнительного директора Союзмолоко Артема Белова, основная задача мастерских - в рамках приоритетных национальных проектов сформулировать существующие барьеры, а также рассмотреть механизмы, изменения которых помогут нарастить несырьевой экспорт по ключевым направлениям. Речь идет не только о сельском хозяйстве, но и о продукции машиностроения, топливно-энергетическом комплексе, глубокой переработке и т.д. Кроме того, в рамках проектной мастерской есть отдельные рабочие группы, работающие над отдельными специфическими проектами - например, по логистике. Для сектора сельского хозяйства в рамках мастерской необходимо сформулировать, какие механизмы нужно пересмотреть, чтобы выйти на 45 млрд долларов экспорта к 2024 году.
 

Начало работы
 
В рамках первой встречи рабочей группы по АПК были выделены следующие существующие барьеры:

  1. Тарифные барьеры на ввоз продукции в странах экспорта (высокие пошлины)
  2. Отсутствие мотивации на производство продукции высоких переделов (низкие пошлины на сырье)
  3. Существенные временные и стоимостные затраты на логистику
  4. Нескоординированная работа государственных органов
  5. Отсутствие эффективного механизма представления интересов российских экспортеров в зарубежных странах
  6. Отсутствие актуальной информации о потенциальных рынках сбыта и требованиях к экспортным товарам
 
А также выявлены основные “головные” направления удара, реализация которых повысит суммарный объем экспорта

1. «Агро-Производство 2.0» - Льготное кредитование на модернизацию мощностей и повышение передела, инвестиции и технологическое перевооружение предприятий АПК, развитие семенной базы и селекции, поддержка НИОКР, субсидии, налоговые льготы, человеческий капитал

2. «Логистический мост» - Субсидирование тарифов на ж/д и перевалку, модернизация морских и речных портов, а также пунктов пропуска и подъездных путей к ним, строительство хранилищ и складов в странах- импортерах, развитие сети ОРЦ (оптово-распределительных центров) и элеваторов

3. «Агрессивный экспорт – продвижение бренда» - Продвижение российской продукции (бренд - «Сделано в России», улучшение имиджа), формирование региональных брендов, максимальная представленность на международных выставках, продвижение премиальной органической продукции и дикоросов

4. «Экспортно-проводная система» - Экспортная кооперация, товаропроводящая региональная сеть, электронная коммерция, включение в международную кооперацию и международные торговые сети

5. «Торговля без границ» - Снятие запретов и ограничений, гармонизация фитосанитарных и ветеринарных норм, признание российской сертификации, снятие избыточных российских требований и процедур, торговые соглашения и ЗСТ
1528608183

Автор: Артем Фальчев

4124 просмотра

MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен