компоненты

Обзор Пять потребительских трендов, которые "подарил" рынку коронавирус


Нынешний год стал поворотным для всего сектора торговли продовольственными товарами. В период пандемии и самоизоляции поведение покупателей значительно изменилось. Многие из новых привычек пришлись потребителям по вкусу и могут остаться на рынке надолго, считают аналитики. Milknews изучил материалы онлайн-конференции Nielsen Connect и рассказывает о пяти новых потребительских трендах, за которыми стоит следить компаниям. 

Падение доходов и экономия

Пандемия и введенные на ее фоне ограничения серьезно сказались на всех секторах экономики и привели к росту безработицы. По данным Nielsen, уровень безработицы увеличился на 2 процентных пункта к показателю прошлого года. Кроме того, на экономической ситуации сказалось колебание курса рубля к другим мировым валютам, которое в отдельные периоды года достигало 30%.

“На более чем треть опрошенных покупателей коронавирус повлиял лично, каждый пятый указал, что коронавирус коснулся друзей или родственников, каждый пятый сказал, что столкнулся с потерей работы в том или ином объёме”, - сообщила директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия Марина Волкова в своем выступлении.
По прогнозам экспертов, падение реальных располагаемых доходов по итогам первого полугодия 2020 года может составить до 4%, что безусловно скажется на уровне потребления россиян. 

С другой стороны, на рынке наблюдался противоположный тренд. Из-за введенных ограничений на поездки за границу и в другие регионы многие россияне отказались от летнего отпуска и других поездок и смогли накопить определенную сумму денег, которую позднее решили инвестировать в более значимые покупки. В частности, эксперты отметили рост интереса потребителей к покупке недвижимости. По оценкам экспертов Nielsen, по итогам первого полугодия в карманах россиян скопилось более 2,5 трлн рублей. Многим потребителям понадобились дополнительные заемные средства на более крупные покупки, о чем свидетельствует возросший уровень кредитной нагрузки россиян в 2020 году. По данным Банка РФ, на 1 апреля 2020 года 42 млн россиян имели хотя бы один действующий кредит или заем. С 1 октября 2019 года количество заемщиков выросло на 1,1 млн человек. 

В перспективе уровень потребления на фоне снижения доходов, роста уровня безработицы и закредитованности населения будет снижаться и стагнировать. Потребители будут стремиться экономить, что косвенно подтверждает растущая популярность товаров по промо-акциям и продуктов под собственными торговыми марками сетей, отмечают аналитики Nielsen.

Домашнее потребление вместо еды вне дома

Новым трендом 2020 года стал рост домашнего потребления, который заместил ранее популярную тенденцию еды вне дома. По словам аналитиков Nielsen, тенденция к домашнему потреблению вместо ресторанов и кафе может сохраниться на рынке длительное время. Об этом говорит сохраняющаяся популярность отдельных потребительских привычек и после снятия ограничительных мер в летнее время. Торговые сети по-прежнему фиксируют высокие уровни продаж так называемых компенсационных товаров, которые стали заменой привычным развлечениям и способам проведения досуга. Остается высоким интерес к товарам для спорта, развлечений, красоты, а также наборам для приготовления готовых блюд в домашних условиях. По словам директора по аналитике и консалтингу Nielsen Россия Марины Волковой, часто потребители ищут новые товары в онлайн-ассортименте привычных им магазинов, чтобы развлечься и подарить себе эмоции. 

ЗОЖ и безопасность

Большая часть современных покупателей стремится следить за своим питанием. Эта тенденция находит отражение в выборе ими продуктов питания. За последний год 18% покупателей, опрошенных аналитиками, стали чаще выбирать продукты категории фреш - особенного сегмента рынка продовольственных товаров с коротким сроком хранения. Эксперты называют фреш одним их самых перспективных и быстрорастущих сегментов продовольственного рынка. Сегодня доля продукции фреш в товарообороте продуктовых сетей составляет 26%, говорит Nielsen, что свидетельствует о растущем спросе на свежие продукты, такие как овощи, фрукты, а также товары категории “био” и “эко”. 

Еще одним трендом, который обусловила пандемия, стал тренд на безопасность. И здесь речь идет не только о санитайзерах для рук и медицинских масках. В потребительской корзине все чаще оказываются товары, в составе которых есть антибактериальные или дезинфицирующие вещества. Помимо этого, покупатели обращают внимание на соблюдение гигиенических правил в самих торговых помещениях. Они охотнее совершают покупки в местах, где работники ходят в масках и перчатках, а помещения выглядят чистыми и безопасными. 

Новые каналы продаж 

В период пандемии начали расти некоторые каналы продаж, которые раньше не пользовались такой популярностью. Так, многие аналитики уже ранее отмечали многократное увеличение популярности онлайн-магазинов. На данный момент у 75% ритейлеров, работающих на российском продовольственном рынке, работают интернет-магазины. Среди других растущих каналов эксперты Nielsen отметили магазины у дома. “Если онлайн привлекает потребителей возможностью сэкономить время и усилия, то покупки в магазинах у дома - возможностью прогуляться”, - отметила Салтанат Нысанова, клиентский директор Nielsen в России. Еще одним каналом, который рос с удвоенной силой во время карантинных мер, стала торговля в сельской местности. 

Уже неоднократно аналитики замечали, что пандемия вернула потребительские практики, которые считались умирающими. Речь идет о миссиях - основательных закупках в гипермаркетах впрок. Однако гипермаркеты продолжает проигрывать на фоне развития других каналов современной торговли, отмечают эксперты. 

В целом, покупатели продолжают пробовать разные каналы покупок. “Именно омниканальность — это самый популярный тренд”, - говорит Салтанат Нысанова. Одна из причин, почему потребители тестируют разные места для покупок — стремление сэкономить. Больше 65% покупателей, по оценкам аналитиков, беспокоит рост цен. В попытке найти товар дешевле они пробуют новые магазины, чтобы узнать их ценовую политику, а также найти новые промо-предложения. 

Еда как способ побаловать себя

Во время пандемии оказались ограниченными многие привычные источники развлечений, поэтому для многих продовольственные товары стали единственной возможностью побаловать себя и получить положительные эмоции. По данным Nielsen, 62% покупателей постоянно приобретают угощения для себя. Популярностью пользуются такие категории, как шоколад, соки, печенье, снеки, а также алкогольные и сладкие газированные напитки.

“Это вселяет оптимизм, потому что покупатель, который умеет баловать себя, является хорошей базой для развития”, - считает Салтанат Нысанова, клиентский директор Nielsen в России. 
1605083192

Автор: Наталья Антонова

3612 просмотров

Также рекомендуем:


MN НА ЮТЮБ
Телеграм MN
Комментарии
Чечин
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен