Разбор: Что происходит с рынком адыгейского сыра?


За первое полугодие 2018 года в сравнении с аналогичным периодом 2017 года падение рынка адыгейского сыра ускорилось и составило 35,8%. Об этом сообщается в последних данных международной исследовательской компании AC Nielsen.
При этом за 2017 год рынок упал на 14,4%.
 
 
Причиной резкого падения производства сыра стала юридическая коллизия - адыгейские производители отстояли индивидуальное право на его производство, запретив компаниям из других регионов выпускать сыр с таким названием. Однако, вопрос не так однозначен - производство адыгейского сыра одновременно регулирует два документа - НМПТ и ГОСТ, которые противоречат друг другу. Milknews привел подробный разбор проблемы.

 
 
Споры конкурентов
 
Наименование места происхождения товара "Сыр адыгейский" было зарегистрировано Роспатентом еще в 2004 году - оно дает право производить адыгейский сыр только на территории Республики Адыгея. Одновременно с ним существует действующий ГОСТ “Сыры мягкие. Технические условия”, который разрешает производить адыгейский сыр на территории России, Армении, Киргизии, Казахстана и Узбекистана.
 
Получается, что с нормативной точки зрения неадыгейские производители могут производить сыр по ГОСТу, но тем самым они сразу нарушают нормы НМПТ, попадая под всевозможные штрафы и нарушения прав интеллектуальной собственности. Одновременно с этим вне российских границ адыгейский сыр производить никто не запрещает - на данный момент он свободно производится в странах-членах ЕАЭС.
В итоге никто на российском рынке не остается доволен - адыгейских производителей обвиняют в нарушении монопольного законодательства, неадыгейские компании проигрывают суды, а рядовые потребители вообще не могут знать, чей сыр они покупают - не каждый придает значение указанной маркировке.
 
Права адыгейских производителей неоднократно подтверждались судебными разбирательствами.
 
В 2016 году брянский производитель “Умалат”, тогда еще выпускавший сыр под брендом “Адыгейский” подал возражение в Федеральную службу по интеллектуальной собственности. Решение было обосновано тем, что запатентованная технология на адыгейских предприятиях не используется, а название “Адыгейский сыр” не является традиционным. Тогда Роспатент отказал “Умалату” в удовлетворении возражения.

Позже оспорить это решение в Суде по интеллектуальным правам вместе с “Умалатом” собрались уже 12 других производителей адыгейского сыра. В январе 2017 года они подали иск, но в апреле суд по интеллектуальным правам признал право выпускать "Сыр Адыгейский" только за предприятиями, находящимися на территории республики. Также, в сентябре 2017 года президиум суда по интеллектуальным правам отклонил кассационную жалобу четырех заводов из разных регионов России, боровшихся за право производить сыр вне Адыгеи.
 
На сегодняшний день в России зарегистрировано всего пять правообладателей, которые могут использовать данный НМПТ: это молзаводы “Шовгеновский”, “Гиагинский”, “Тамбовский”, “Красногвардейский” и “Адыгейский”.
 
В том же 2017 году на рынке начались конфликты, связанные с правом владения торговой марки. Производители Адыгеи стали подавать иски в суды на компании из других регионов, которые производили сыр по ГОСТу, а ряд торговых сетей ввели ограничение на продажу продукции, выпущенной не в республике.
 
Еще одной претензией к адыгейским производителям стала недобросовестная конкуренция - Ассоциация производителей адыгейского сыра (представляющая интересы неадыгейских производителей) обвинила правообладателей НМПТ в несоблюдении условий патента - по их мнению, они производят свой сыр не по правилам НМПТ, а по ГОСТам и ТУ.


По юридическим нормам, участники рынка могут добиться отзыва свидетельства Роспатента, но только если смогут доказать, что технология производства, зафиксированная в патенте, нарушается.
 
 
Расхождения в показаниях
 
В конце июля переработчики из нескольких регионов России отправили в ФАС жалобу на адыгейских сыроделов. Инициаторами письма стали производители «Сыр Стародубский», «Умалат» (Брянская область), «Рузское молоко», «Можайский молочный завод» (Московская область), и ГК «Столица молока» (Алтайский край).
 
По мнению заявителей, после повторного запрета производства сыра за пределами республики, сегмент адыгейского сыра в 2017 году сократился почти на 15% (учитывая, что адыгейский сыр занимает около 10% российского рынка мягких сыров). Тем временем, в российских сетях освободившуюся нишу заняли производители из Казахстана и Белоруссии, так как в этих странах производители не обязаны соблюдать права, закрепленные Роспатентом.

По словам представителей ассоциации, адыгейскими сыроделами не соблюдаются определенные особенности производства - осаждение молочной сывороткой, формирование формы в ивовых корзинках. Кроме того, чтобы соответствовать всем региональным правилам, адыгейский сыр должен производиться из сырого молока, полученного от коров, пасущихся в предгорьях Большого Кавказа.
 
Исходя из открытых данных, столько молока, на сколько местные компании производят сыра, в республике просто не надаивают. По данным республиканской статистики, в Адыгее в 2017 году переработали 145,5 тысяч тонн молока, из которых на местное производство приходится лишь 122 тысячи тонн. Из них только 50% поступило на переработку в регионе.
 

 
“По данным АдыгеяСтат в 2017 году на территории республики произвели 122 тысячи тонн молока всеми видами хозяйств, при этом доля хозяйств населения составила более 87%. По оценкам Союзмолоко только 50% этого молока являлось товарным. Таким образом, в переработку на адыгейские молзаводы поступила только 61 тысяча тонн”, - заявили в ассоциации.


30 июля руководитель общественной организации "Союз производителей Адыгейского сыра" (не путать с предыдущим союзом - этот представляет интересы адыгейских переработчиков) Мурат Тлюстангелов опроверг обвинения и заявил, что мощности молочных заводов Адыгеи и объемов собственного сырья хватит, чтобы удовлетворить потребности потребителей в сыре.
 
"Доводы о том, что "Сыр адыгейский" якобы может исчезнуть с прилавков магазинов страны, безосновательны. По данным экспертов, сегодня в России ежегодно потребляется порядка 12 тыс. тонн адыгейского сыра. Молзаводы Адыгеи готовы покрыть потребности страны в адыгейском сыре и увеличить его производство, если на то будет запрос рынка. У нас для этого есть и сырье, и мощности, и специалисты, и традиции", - сказал Тлюстангелов.

Он пояснил, что с начала 2018 года предприятия республики произвели 12,8 тыс. тонн сыра, что на 12% больше, чем за аналогичный период годом ранее.

"На отправляемый нами на экспорт "Сыр адыгейский" получен сертификат соответствия качеству ЕС, экспертами Евросоюза высоко оценена вся производственная цепочка. И мы как производители национального продукта, который стал всемирно известным брендом, будем заботиться не только об объемах продаж адыгейского сыра, но и защищать его от некачественных подделок. Это право защищено решением суда", - добавил Тлюстангелов.


На следующий день заявление подтвердил региональный министр сельского хозяйства Юрий Петров. "Доводы о том, что адыгейский сыр может исчезнуть с прилавков магазинов страны, безосновательны. Адыгея готова покрыть потребности страны в адыгейском сыре. Для этого у нас есть достаточные объемы сырья, мощности, специалисты, а главное - традиции", - сообщил министр.



Тем не менее, доля производителей адыгейского сыра из Адыгеи действительно растет, но остальные производители связывают это с общим падением рынка, поэтому фактически адыгейский сыр исчезает с полок магазинов.


По данным “СПАРК-Интерфакс” за сентябрь 2017 год из пяти адыгейских заводов-производителей адыгейского сыра Молкомбинат “Шовгеновский” находился в стадии ликвидации, а “Адыгейский” нарастил убытки до 3,4 млн рублей с 2015 года.
 
Генеральный директор ЗАО “Молкомбинат Адыгейский” Руслан Шхалахов заявил Milknews, что запрет на производство он однозначно считает правильным, и его завод “совместно с другими в регионе готов обеспечить Россию адыгейским сыром - хватит и сырья, и производственных мощностей”.
 
Гендиректор “Молзавода Шовгеновский” Схатбий Меретуков на запрос Milknews ответил, что на данный момент у завода происходит смена собственника, поэтому комментировать ситуацию отказался, сославшись на Ассоциацию адыгейских производителей.
 
По его словам, завод не работает уже больше месяца из-за реконструкции котельного оборудования, но после смены учредителя название и технологические возможности производства на заводе останутся на том же уровне, равно как и объемы. По словам Меретукова, у завода есть укомплектованный штат высококлассных специалистов, и он готов к дальнейшему наращиванию производства. Он также согласен с заявлениями руководства региона: “Адыгейского сыра от производителей из Адыгеи хватит всем, ибо каждый год наращиваются мощности и объемы на уже существующих заводах, а также открываются новые производства”, - заявил Меретуков.
 

 
Один из вариантов, которым может воспользоваться “Умалат” и прочие производители для обхода НМПТ, - найти похожее название для собственного продукта и выпускать сыр под ним. Такой вариант обсуждался на пресс-конференции о проблемах возможного исчезновения адыгейского сыра с прилавков. Генеральный директор ЗАО “Умалат” Алексей Мартыненко заявил, что потребитель не будет выбирать между “итальянским сыром” и моцареллой, однозначно делая выбор в пользу последней - и здесь аналогичная ситуация. С точки зрения молочных продуктов российский потребитель очень традиционен, и в случае смены названия адыгейский сыр, которому 50 лет, должен будет еще 20 лет просуществовать, чтобы восстановить спрос.
 

1533282824

Автор: Артем Фальчев

4720 просмотров

Куодайс озон мобильный

Комментарии
Куодайс озон до 8.11
ЮТЮБ
МО 2021
Упак 27 января
ТЕЛЕГА
5 апреля 23
Агрос 2023 январь
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизельман новое будущее Судогда

константа 1.12

Аналитический центр Milknews
дейри теч до 27 января
АГРОС 27 января
дейри теч до 27 января
АГРОС 27 января