Экспорт в ЕС: О чем спорят Россельхознадзор и региональные ветслужбы
Компаний, поставляющих молочную продукцию в ЕС, не так много - в больших объемах экспортируют только мороженое. Мало того, что сертификат для экспорта рядовым производителям получить довольно сложно, им еще и приходится переживать внеплановые проверки от зарубежных аудиторов. В этом году три предприятия - одно в Томской области и два в Санкт-Петербурге - лишились возможности экспортировать свою продукцию после проверок со стороны Евросоюза. Россельхознадзор решил, что в нарушениях виноваты ветеринарные службы, а ветеринары свою вину отрицают.
Жалоба Россельхознадзора
В марте этого года замруководителя Россельхознадзора Николай Власов направил письмо (копия есть в редакции Milknews) в управление РСХН Томской области с требованием провести служебное расследование. Причиной стал аудит, проведенный Генеральным директоратом Еврокомиссии по здравоохранению и безопасности пищевой продукции (DG SANTE) предприятия, имеющего право экспорта на территорию ЕС.
По итогам проверок выяснилось, что ООО “Компания Эскимос” и ферма, с которой поставлялось сырье, имеют ряд нарушений. Они относились как к работе предприятия, так и к работе территориального управления ветеринарии.
В письме указано, что во время посещения предприятия сотрудники управления не смогли ответить на вопросы аудиторов о порядке сертификации продукции на рынок ЕС и том, как предприятие проверяется на соответствие европейским требованиям со стороны российских служб.
Компания использовала сырье предприятий, не одобренных DG SANTE на право экспорта в Европейский союз, а управление все равно выдавало сертификаты на такую продукцию, что, по словам Власова, может быть расценено как мошенничество. После аудита было решено остановить сертификацию предприятия, а европейская сторона обратилась к Россельхознадзору с просьбой не возобновлять ее без предварительной консультации и согласования с DG SANTE.
В
“Этого можно было бы избежать, если бы ветслужба качественно исполняла свои полномочия по контролю экспортируемой продукции или у Россельхознадзора имелась бы возможность проведения внезапных проверок таких предприятий или достаточные полномочия по надзору за исполнением ветеринарными службами субъектов своих функций,” - указано в новости.
Ответ ветеринарной службы Томска
Ответ томской ветслужбы не заставил долго ждать - представители управления написали письмо (копия есть в редакции Milknews) с опровержением своей вины в сложившейся ситуации.
В тексте указано, что контроль при ввозе и вывозе подконтрольной продукции из/в РФ входит в полномочия должностных лиц Россельхознадзора. Ветеринарная сертификация экспортируемой продукции также отнесена к полномочиям ведомства.
Кроме того, ветслужба приводит данные, в которых прописано, что Россельхознадзору в 2017 году были выделены средства для обучения сотрудников, в проекте отчета сделан особый акцент на “курсах сертификационных процессов для экспорта в ЕС”. Несмотря на это, в ходе проведения аудита сотрудники Россельхознадзора Томской области не смогли ответить на вопросы аудиторов о процедуре сертификации продукции на рынок ЕС, а также по механизму обследования предприятий на выполнение европейских требований.
Цитируя ведомство, ветеринарной службе непонятно, почему «контроль за соответствием российских предприятий требованиям Евросоюза» отнесен к полномочиям управлений ветеринарии.
“Возможно, адресатом претензий, предъявляемых Россельхознадзором Управлению ветеринарии Томской области, должно быть территориальное Управление Россельхознадзора по Томской области?” - указано в заявлении.
Ответ ветеринарной службы Санкт-Петербурга
Кроме предприятия ООО “Компания Эскимос” под запрет сертификации попали еще две компании из Санкт-Петербурга. Питерское управление ветеринарии также ответило на претензию Россельхознадзора в своем
Ветслужба заявила, что питерские предприятия, в отношении которых Россельхознадзором было принято решение приостановить сертификацию, никогда и не поставляли продукцию в страны Евросоюза, а потому и приостанавливать было нечего. Кроме того, эти две компании были внесены в реестр экспортеров в ЕС самим Россельхознадзором.
В обращении указано, что представителей этой службы всё устроило в ходе обследования и составления актов, и только когда аудиторам из DG SANTE не понравились конструктивные особенности построенного еще в советские годы здания, руководитель предприятия открыто сказал, что перестраивать не будет, а экспортировать можно и в другие страны, комиссии из которых уже всё устроило. Сообщается, что никаких претензий аудиторами из ЕС в адрес государственной ветеринарной службы Санкт-Петербурга высказано не было.
Кроме того, представители ветслужбы обвиняют ведомство в последовательном лишении их компетенций - сначала сократив финансирование через Федеральный
закон № 243 от 13.07.2015, а затем отстранив от ежедневного контроля за безопасностью продукции, позволив самому хозсубъекту выписывать себе ветеринарные сертификаты во ФГИС “Меркурий”. Ветслужба считает, что такая форма госветконтроля и является причиной снижения экспортного потенциала страны, и это никак не вина управлений ветеринарии субъектов РФ.
Кто прав
По мнению руководителя юридической службы ассоциации “Ветбезопасность” Сергея Амбросьева, надзор за соответствием российских предприятий-экспортеров ветеринарно-санитарным требованиям Евросоюза логично отнести к компетенции Россельхознадзора.
Законодательство подтверждает это предположение - в соответствии с пунктами 5.1, 5.2
Амбросьев рассказал Milknews, что установленная
ООО “Компания Эскимос” не смогла оперативно предоставить комментарий.
Автор: Артем Фальчев