Обзор Что происходит с рынком мороженого в России
С приходом лета российские производители мороженого традиционно ожидают роста спроса на свой товар. Однако в этом году коронавирус и самоизоляция внесли определенные коррективы в общую картину. Многим пришлось подстраиваться под ситуацию и придумывать, как увеличить прибыль при условии, что уличные киоски, парки, кафе и рестораны несколько месяцев были закрыты, а где-то закрыты до сих пор. Несмотря на это, эксперты отмечают рост производства популярного лакомства почти на 40%. Milknews поговорил с производителями мороженого и выяснил, что произошло на рынке за время самоизоляции и каковы дальнейшие прогнозы.
Спрос и сезонность
Согласно исследованию крупнейшего в РФ оператора фискальных данных "Платформа ОФД", самоизоляция незначительно, но все же сказалась на общем объеме продаж мороженого. За период с 1 по 21 июня эксперты собрали данные почти с тысячи касс по всей России, сравнили их с прошлогодними цифрами и пришли к выводу, что средний чек при покупке мороженого составил 86 рублей, что на 1% выше, чем в 2019 году. Объём продаж в денежном выражении практически достиг прошлогоднего уровня, всего на 3% ниже аналогичного периода прошлого года. Для сравнения, в Москве средний чек составил 117 рублей. Это на 5% выше, чем в прошлом году, а объём продаж отстал от прошлогодних показателей на 33%.Тем временем ритейлеры сравнили июньские продажи мороженого с майскими и заявили о значительном росте спроса - в 1,5-2 раза.
В Союзе мороженщиков России это связывают с тем, что “продажи мороженого определяются фактором сезонности: чем выше температура воздуха, тем больше потребление”, а поскольку пик коронавируса пришелся на весну, когда жары еще не было, то этот фактор повлиял незначительно.
Исполнительный директор ООО «КОМОС ГРУПП» Кирилл Чечин отметил: “Основные продажи мороженого приходятся на более поздний период – с июня по август. Именно эти месяцы традиционно дают примерно 65% общегодового объема продаж. Я не исключаю, что некоторые федеральные сети отмечали рост продаж мороженого в конце мая – июне в 1,5-2 раза, но это не говорит о том, что в целом по отрасли наблюдается увеличение объемов производства и рост продаж. Что касается нашей компании, то за пять месяцев 2020 года продажи выросли примерно на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года”.
Генеральный директор компании “Чистая линия” Гагик Эвоян также подтвердил увеличение спроса в июне и подчеркнул, что коронавирус в целом не повлиял на продажи мороженого: “Сезонный рост спроса на мороженое мы действительно наблюдаем. Несмотря на несколько месяцев самоизоляции, компания не ощутила особого спада в продажах. Возможно, потому что мы активно занимались доставкой, плюс наша продукция всегда есть почти во всех сетевых магазинах. Поэтому у нас в целом все идет по плану, коронавирус его не нарушил. Стараемся удовлетворять рынок в полном объеме”.
В “Айсберри” тоже не ожидают спада в продажах, тем более, что лето синоптики прогнозируют жаркое. “Продажи в июне-августе всегда увеличиваются, и этот год, несмотря ни на что, не исключение. В жару всем хочется охладиться. Мороженое - лучшее для этого средство”, - сказал заместитель директора по продажам Денис Беседин.
Однако не у всех столь позитивный настрой. Начальник цеха мороженого Ставропольского молочного комбината - Валентина Медведева - отметила, что самоизоляция негативно повлияла на работу завода: “Рост продаж мороженого я подтвердить не могу. У нас, по крайней мере, не так. Нет роста ни по производству, ни по продажам. Мы в лучшем случае выходим на уровень прошлого года. Рост затормозил коронавирус и самоизоляция. Как могут продажи расти, когда мороженое - это продукт, который потребляют на улицах, в парках, кафе. Большая доля продаж приходится именно на них. А все это было закрыто, и у нас в Ставрополе, до сих пор закрыто пока, в регион вирус пришел позже, чем в Москву. Побережье, на котором расположены наши партнеры, куда мы поставляем мороженое, пока тоже фактически закрыто, отдыхающих там нет. Так что мы рады, что нам хотя бы удается держаться на уровне прошлого года. В дальнейшем все будет зависеть от того, когда закончится самоизоляция и все откроется”.
Производство мороженого
Аналитический центр Milknews сообщает о скачке в объемах производства мороженого. По данным экспертов, в январе-апреле 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оно выросло на 37,9% - до 182,1 тысяч тонн. При этом потребление мороженого в стране в указанный период увеличилось на 50,5% и составило 168,1 тысяч тонн.Многие крупные компании-производители подтвердили Milknews рост производства в рамках реализации внутренних проектов. По словам Гагика Эвояна, “Чистая линия” ежегодно наращивает объем производства мороженого на 20-30%. Компания стабильно добавляет дополнительные производственные линии и выпускает новый ассортимент. Это принципиальная политика”.
Кирилл Чечин, исполнительный директор “КОМОС ГРУПП” также отметил, что компания сейчас активно работает на рост производства: “Мы провели структурные изменения в каналах сбыта: отказались от ряда контрактов по производству СТМ федеральных сетей по причине низкой маржинальности и сделали основной упор на мороженом под нашим флагманским брендом «Село Зеленое». Как результат – продажи этой категории продукции выросли на 12%, а средняя цена реализации – на 11% с начала года. Сегодня она значительно превышает среднеотраслевые показатели и составляет 187 рублей за килограмм мороженого. Курс на поставки брендового мороженого мы будем поддерживать, поскольку видим себя в более высоком ценовом сегменте рынка. Сегодня мы заключили контракты с большим количеством федеральных сетей и уже по результатам работы за год сможем констатировать увеличение продаж мороженого, но не в два раза, а на 12-15%. Это более реальный показатель”.
Директор аналитического департамента Союзмолоко Алексей Воронин рассказал о причинах столь резкого скачка в производстве мороженого и объяснил, почему спрос при этом в целом не сильно изменился: “Рост производства мороженого объясняется двумя ключевыми факторами: во-первых, на фоне достаточно теплой зимы и весеннего периода производители раньше начали готовиться к сезонному росту спроса. Это подтверждают и данные по запасам мороженого у производителей, которые с февраля по апрель оставались ниже уровня прошлого года, несмотря на растущее производство. В результате к июню ситуация начала стабилизироваться: если по итогам апреля рост производства составлял около 38% в сравнении с 5 месяцами 2019 г., то на конец мая - 23%, а запасы на складах производителей к началу июня при этом выросли на 6% после проседания в феврале-апреле. Также организации розничной торговли в период самоизоляции могли формировать дополнительные запасы мороженого. Во-вторых, поддержку производству оказывает экспорт. И хотя объемы относительно небольшие, этот канал имеет серьезные перспективы”.
Помимо собственного производства растет также и импорт мороженого. За первый квартал 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем внешних закупок увеличился на 45% и составил 7 тысяч тонн.
Экспорт мороженого
По данным Аналитического центра Milknews, экспорт мороженого по итогам 4 месяцев 2020 года вырос на 20,1%, в том числе в США, Канаду и Китай. За этот период из России экспортировано 7,9 тыс. тонн мороженого на сумму более 16 млн долларов. Его поставки обеспечивают около 15% общего объема экспорта молочной продукции в стоимостном выражении.По оценке Минсельхоза, динамика экспорта мороженого характеризуется устойчивым ростом поставок со среднегодовым приростом в 2015-2019 гг. на 14%. Ведомство прогнозирует и дальнейшее увеличение показателя – в среднем на 5-10% в год. Этому будут способствовать меры комплексной поддержки отечественных производителей молочной продукции в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Так, по программе льготного кредитования компании могут получать краткосрочные кредиты (до 1 года) на приобретение сырья для производства, в том числе мороженого, а также инвестиционные кредиты (от 2 до 15 лет) на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий. Кроме того, в 2020 году запущена новая мера господдержки – возмещение части затрат на осуществление сертификации продукции, поставляемой на экспорт, в рамках которой производители мороженого также могут рассчитывать на субсидии.
Заместитель генерального директора Союза мороженщиков России - Наталья Уткина - отметила значительный интерес других стран к отечественному мороженому: “Мороженое, произведённое в России, всегда было визитной карточкой нашей страны! Сегодня наши производители успешно используют потенциал советских рецептур мороженого, получая вкусное лакомство. Поэтому, неудивительно, что российское мороженое востребовано не только в России, но и в других странах! Об этом говорит динамика роста экспортных продаж мороженого (по данным РЭЦ). Так, за первые 4 месяца 2020 года прирост экспорта мороженого в тоннах составил +20,1%”.
Регион | 2019 г, доля % | Январь-апрель 2020 г, доля% |
СНГ | 64,0 | 55,4 |
Восточная Азия | 17,2 | 23,1 |
Северная Америка | 9,5 | 17,0 |
Европа | 4,7 | 2,7 |
Африка | 2,4 | 0,8 |
Что касается географии экспортных продаж, по словам Натальи Уткиной, “основная их часть приходится на страны СНГ. За первые четыре месяца 2020 года их доля по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась, но, всё равно занимает более половины от всего объёма. Увеличился экспорт мороженого в страны Восточной Азии, то есть в Китай. Именно Китай является одним из наиболее приоритетных направлений для развития экспорта мороженого. В 2019 году много мороженого экспортировалось в Африку, но в этом году мы видим пока спад продаж в этот регион. Зато порадовала востребованность мороженого в Северной Америке. Это направление обязательно нужно развивать по поставкам мороженого. В целом, производственные мощности российских производителей позволяют без ущерба для внутреннего рынка - увеличить экспорт мороженого. Союз мороженщиков России желает всем производителям удачи в реализации мороженого как на внутреннем, так и на внешнем рынках!”.
Для “КОМОС ГРУПП” экспорт совсем недавно стал еще одним каналом сбыта, который по итогам 2020 года обещает стать достаточно значимым для компании. Кирилл Чечин рассказал об основных направлениях торговли: “С начала года мы уже отгрузили в КНР более 60 тонн мороженого; не так давно подписаны еще два контракта на поставку продукции под брендом «Село Зеленое», общий вес которой составит 20 тонн, а также контракт на первую пробную партию мороженого под брендом «Топтыжка» для Центрального Китая. Также в настоящее время нами прорабатываются варианты прямого экспорта в страны постсоветского пространства. Так, в конце июня мы отгрузим первые партии мороженого на территорию Узбекистана и Казахстана. Основу партий будет составлять продукция под брендом «Село Зеленое», дополненная линейкой мороженого «Топтыжка». Если все наши планы реализуются, то по итогам 2020 года агрохолдинг «КОМОС ГРУПП» отгрузит на экспорт в общей сложности более 150 тонн мороженого. Для первого, «стартового» года экспортных продаж это – хороший показатель.
Уже давно и активно с Китаем сотрудничает также российская “Чистая линия”. С каждым годом объем мороженого на экспорт увеличивается. Поставлять мороженое в другие страны компания пока не планирует.
Мороженое и политкорректность
Американская компания Dreyer's отказалась от своего фирменного названия эскимо Eskimo Pie, чтобы не обижать эскимосов - группу коренных народов, проживающих на территориях Гренландии, канадского Нунавута, Аляски и восточных районов Чукотского автономного округа. В компании сообщили: "Мы привержены делу достижения расового равноправия и считаем данный термин уничижительным". Согласно русско-эскимосскому словарю, «эскимос» переводится как «поедающий сырое мясо», такое прозвище дали инуитам Канады и Аляски жившие рядом с ними индейцы. Потом оно распространилось и на азиатских эскимосов. Составитель словаря, Наталья Радунович, комментируя эту новость, отметила: “Для жителей Чукотки слово «эскимос» не является уничижительным, но так как мы входим в международную организацию, то мы тоже вместе с инуитами Аляски, Канады и Гренландии хотим, чтобы вместо «эскимос» использовалось название «инуит». Само слово «эскимо» используется давно и ассоциируется только со вкусным мороженым. Мы — инуиты, а мороженое — эскимо”.Мнения на этот счет Milknews спросил у Союза мороженщиков России. Наталья Уткина уверена, что новость про смену названия американской компанией не что иное, как желание подчеркнуть свою толерантность: “Глазированное мороженое на палочке - именно так характеризуется вид мороженого "эскимо" в ГОСТ на мороженое! Для отечественного потребителя мороженое эскимо всегда ассоциировалось со вкусным мороженым в хрустящей глазури или покрытое толстым слоем шоколада, или в уникальной шоколадной глазури на сливочном масле! Никакой дискриминации не заложено в термин "эскимо". Поэтому, в России расставаться с эскимо не намерены!”.
С такой позицией согласны и в томской компании “Эскимо”, пресс-служба ответила однозначно: “Мы не планируем переименование или ребрендинг в ближайшее время”.
1593411017
мороженое
16029 просмотров
Также рекомендуем:
ПОПУЛЯРНОЕ
Лонгриды
Какое оборудование выбрать для новых инвестпроектов в переработке молока?
Лонгриды
Кто и для чего заключает долгосрочные контракты в молочной отрасли
Лонгриды
Какие технологические решения помогут переработчикам молока повысить маржинальность
Лонгриды
Новые продукты Мороженое Angelato, бренд «Краіна малака» и коктейль Milky Way в алюминиевой банке
Аналитический центр Milknews