Как развивается саморегулирование потребительского рынка в России


ФАС и Роспотребнадзор планируют делегировать часть своих функций по контролю за продуктовыми ритейлерами системе саморегулирования потребительского рынка. Об этом стало известно на недавней встречи АКОРТ и Русбренд в Московской школе управления СКОЛКОВО. Milknews рассказывает подробности.

История становления саморегулирования


Это не первая попытка продвинуть саморегулирование российского потребительского рынка. Подвижки начались еще в 2010 году, когда был создан Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка, который должен был вырабатывать решения по изменениям законодательства с учетом мнения участников рынка.

Через два года, в конце 2012, был подписан Кодекс добросовестных практик, призванный регулировать отношения поставщиков с сетями. Как МЭС, так и сам Кодекс неоднозначно был воспринят с точки зрения эффективности, но для развития практики саморегулирования было принято решение создать Совет потребительского рынка, однако до сих пор эта идея не была реализована.  

В 2017 году обсуждалась концепция и состав совета - по мнению начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, орган должен состоять из палаты производителей, палаты торговых сетей и палаты представителей регулятора и законодательных органов.

“Мы хотим вместе с участниками рынка перезагрузить процесс саморегулирования в сфере торговли, переосмыслив предыдущий опыт этой работы. В частности, проведя критический анализ сложившихся саморегуляторных правил и их воздействия в целом на практику саморегулирования. На основе результатов анализа подготовить предложения по модернизации архитектуры системы саморегулирования и внедрить механизмы, способные разрешить различные противоречия, и добиться безусловного исполнения решений, выработанных в процессе саморегулирования”, - комментировал Нижегородцев.
 

В чем идея самоконтроля?


Предполагается, что оператор новой системы будет сам штрафовать своих участников за нарушения закона и правил рынка и регулировать взаимоотношения с учетом мнения потребительского сообщества.

Планируется, что регуляторы не будут вмешиваться в разрешение споров ровно до тех пор, пока их не разберет механизм саморегулирования. Ритейлу и поставщикам можно будет взаимодействовать с регуляторными органами только через саму систему.

Саморегулирование как таковое будет обеспечиваться комиссией по применению кодекса добросовестных практик, которому подчиняются крупнейшие участники потребительского рынка: как производители, так и ритейлеры. Медиатором системы является Андрей Шаронов, президент школы управления СКОЛКОВО.
 

Стадия принятия или отрицания?


Пока что такие инициативы не подкреплены документами, но неформально идет обсуждение, что в ближайшем будущем все вопросы нарушений закона о торговле участниками рынка не будут решаться напрямую с ФАС и Роспотребнадзором. Предполагается, что система будет легализована после принятия закона о создании совета рынка.

 

Пример подобного взаимодействия уже есть - в секторе электроэнергетики аналогичная система обрела нормативный характер по такой же схеме. Правда, отличия все-таки есть - на энергетическом рынке есть только один основной продукт и малое число компаний, его генерирующих. На продовольственном рынке участвует более 50 тысяч производителей, среди которых есть экспортеры, а также несколько сотен компаний розничного звена.

Статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов в свою очередь заявил, что Минпромторг поддерживает инициативы и готов включиться в их реализацию.

“Необходимо перестать закручивать регуляторные гайки. Нужно идти цивилизованным путем и договариваться. И, безусловно, это возможно только в случае неукоснительного следования самими компаниями выработанным договоренностям. Как побудить их делать это, Минпромторг России подумает вместе с новым руководством Комиссии по применению КДП” - заявил Евтухов.

Как отметил Андрей Шаронов, Председатель комиссии по применению КДП, при любом сценарии саморегулирование на потребительском рынке России сможет работать только в случае реальной поддержки лидеров компаний, а также их готовности принять развитие саморегулирования как свою стратегическую задачу.
 

Выводы и намерения

 

По итогам встречи, прошедшей на прошлой неделе, представители крупнейших торговых компаний и производителей пришли к следующим выводам:

1. Участники рынка остаются сторонниками развития саморегулирования на продовольственном рынке. Они подтверждают КДП и согласны с включением соответствующих разделов в договоры поставок.

2. Необходимо повышать эффективность саморегулирования путем совершенствования работы комиссии по применению КДП. Для этого необходимо обеспечить регулярность ее работы, тщательно анализировать конфликтные ситуации и взвешенно и объективно анализировать возможные решения.  Кроме того, необходимо мониторить принимаемые решения и разрабатывать совместно с ФОИВ меры стимулирования для участников.

3. Вопросы развития саморегулирования должны обладать высоким приоритетом в повестке руководителей компаний и готовы обсуждать актуальные проблемы регулярно (не реже раза в год). В подтверждение серьезности своих намерений участники готовы поддержать становление саморегулирования, возложив ответственность за соблюдение буквы и духа КДП на КДП-контролера.

4. Участники поддерживают переход от регулирования на основе запретов и санкций к smart-regulation, основанному на позитивном стимулировании к соблюдению лучших практик. Достижение коммерческих отдельных участников в ущерб остальным путем изменения регуляторики не приветствуется.


Автор: Артем Фальчев

1489 просмотров


Комментарии
extenso
Разбор Маркировка

Подпишитесь на нашу рассылку
11 съезд союзмолоко


Аналитический центр Milknews
Агрофарм
Агрофарм