Разбор Как работает «закон о масках» и насколько правомерен новый масочно-перчаточный режим?


Во многих российский регионах сейчас действует масочный или так называемый “перчаточно-масочный” режим. С 12 мая Москва и Подмосковье ввели обязательное ношение средств индивидуальной защиты в общественных местах, в том числе магазинах. В некоторых субъектах, например, в Мордовии, эту меру ввели еще раньше. Официальная цель нововведения - уменьшить передачу коронавирусной инфекции контактным путем. 
 
Milknews разбирался, кто должен отвечать за обеспечение покупателей масками, могут ли не пустить в магазин без маски и как работают с новым законом молочники в своих фирменных магазинах.
 

Закон или рекомендация?

Пока в регионах за нарушение требования носить маски и перчатки ограничиваются только предупреждениями, а вот в столице уже начали штрафовать - на 4 тысячи рублей. При этом формально сами торговые точки за поведение своих посетителей ответственности не несут, контролировать соблюдение новых правил обязали органы внутренних дел и Департамент торговли и услуг.
 
Как сообщил агентству ТАСС заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, магазины имеют право не обслуживать на кассе покупателя без медицинской маски и перчаток. На этот счет ведомство выпустило рекомендации, как реагировать в тех или иных типовых случаях несоблюдения правил. Например, если в магазин пытается войти покупатель без маски или если покупатель снял ее в самом торговом зале. «Силой надеть на покупателя маску сотрудник магазина не может и не должен. В случае несогласия посетителя исполнять такие требования администрация магазина, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения. Остальное - это работа правоохранительных и контрольных органов», - сказал он. Свои рекомендации Минпромторг также направил в регионы, в Роспотребнадзор, в МВД России и Росгвардию. 
 
При этом у любого магазина всегда есть выбор: раздавать средства индивидуальной защиты бесплатно или отказаться обслуживать покупателя без СИЗ до тех пор, пока он не приобретет их на кассе. Крупные компании чаще предпочитают второй вариант, более мелкие - первый. По словам самих представителей небольших предприятий, им дешевле подарить маску покупателю, нежели отказать в обслуживании и потерять клиента. 
 
Что касается юристов, то они сейчас в основном разводят руками. На какой-либо вопрос о новых указах подчеркивают, что наша страна последние несколько месяцев живет вне правовой плоскости. Как рассказал в интервью Business FM председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий касательно вопроса о масках, «по всей видимости, придется каким-то образом закрыть глаза на неисполнение закона о торговле и неких статей Гражданского кодекса, которые в данный момент входят в противоречие с этим постановлением. Приходится ритейлу выбирать из двух зол меньшее, выбирать то постановление, которое является наиболее приоритетным на сегодняшний день, и выполнять прежде всего его, чтобы не нарваться на колоссальные штрафы».
 

Как реагируют люди? 

Некоторые торговые сети, к примеру, «Перекресток», «Азбука вкуса», «Вкусвилл», а также многие другие крупные компании, уже воспользовались рекомендациями Министерства промышленности и торговли и перестали пускать в свои помещения  посетителей без СИЗ.
 
В соцсетях сразу же появилось множество гневных комментариев. Причем больше всего возмущение вызывает не сам факт необходимости надеть маску, а то, что их предлагается купить или в противном случае покинуть магазин. Вот только некоторые реакции людей на подобную политику компаний:
«Продать маску без маски вы можете, а продукты без маски нет. Это как понимать?!».
«Руководство сети магазинов «Перекресток», просим у вас остановить незаконное самоуправство, которое творится в ваших магазинах. Вы нарушаете Конституцию РФ, ФЗ и закон о защите прав потребителей, отказываясь обслуживать/продавать товар без маски и перчаток. Вы дали распоряжение своим сотрудникам нарушать закон и производить насильственные действия, заставляя клиентов надевать маски. Ваша забота о нашем здоровье - это рекомендация, как максимум. А клиенты вправе САМИ решать, как им заботиться о своем здоровье».
«Позор! Перестаньте требовать надеть маски в магазине! Это незаконно! Сегодня в двух ваших магазинах потребовали! Естественно, я не надела и объяснила, почему».
«Хотелось бы вам напомнить о том, что я человек, который по закону нашему имею полное право сама решать, что мне надевать, а что нет, и мое здоровье от ношения маски, к вашему ведому, может и подпортиться, приведя к гипоксии головного мозга».
«Судя по сегодняшнему походу в магазин вашей сети, вы неохотно принимаете своих покупателей».
«С каких пор Указ мэра стал выше Конституции РФ, ГК РФ? ФЗ? Оооочень интересно».
«Я плачу деньги, приношу вам прибыль, и вы не можете меня обеспечить маской и перчатками, которые оптом стоят максимум 16 рублей. Можете не врать про стоимость, сами закупались такими средствами для нашей компании, и я прекрасно знаю стоимость. То есть я оплачиваю покупки, где средний чек - 13 тысяч рублей, вы регулярно поднимаете цены, а в итоге не можете потратить на меня, вашего постоянного  покупателя, 16 рублей?!».

В ответ на все эти возмущенные комментарии магазины лишь ссылаются на указы региональных властей, призывают к благоразумию и просят не поддаваться эмоциям, а прежде всего думать о своем здоровье.
 

Как регулируют новый указ молочные предприятия? 

У ГК «ЭкоНива» действует сеть из 24 фирменных магазинов по продаже молочной продукции в Московской, Воронежской и Калужской областях. В пресс-службе компании подчеркнули, что они работают полностью в соответствии с законодательством – как федеральным, так и региональным: 
 
«Наши покупатели ответственно и с пониманием относятся к соблюдению установок, а продавцы, в свою очередь, подробно объясняют гостям магазина, почему сейчас важно носить маску и перчатки в общественных местах. При этом посетителей без средств защиты мы не обслуживаем.
 
Закупка одноразовых масок и перчаток по-прежнему несет в себе сложности, поскольку их практически нет в наличии, однако у нас есть достаточное количество средств защиты для того, чтоб обеспечить ими своих сотрудников.
 
В соответствии с действующими санитарными правилами наши сотрудники работают с использованием индивидуальных средств защиты: меняют маски каждые 3 часа, а также используют одноразовые латексные перчатки. Каждые 3 часа в помещениях проводится обработка поверхностей антисептиком, полы тщательно очищаются с применением хлорсодержащих веществ. Везде на входе в помещение установлены санитайзеры для обработки рук».
 
Генеральный директор другой крупной компании молочной отрасли «Молвест» Анатолий Лосев также поделился с Milknews своим опытом: «В магазинах, расположенных на территории больших крытых рынков, регулирование осуществляется администрацией рынка (охрана рынков на входе не впускает клиентов без масок, при их отсутствии предлагает купить там же на входе). 
 
В магазине на проходной комбината продукцию в основном покупают сотрудники. Сотрудники дисциплинированно соблюдают режим. Люди опытные и ответственные. Тем не менее, мы разместили объявление с просьбой соблюдать масочный режим, установленный местными властями. Покупатели из соседних жилых микрорайонов первые дни забывали о маске, и персоналу на входе приходилось просить клиентов надеть маски (как правило, маска находилась у каждого из клиентов в кармане), в случае отсутствия предупреждали, что вынуждены отказать в обслуживании (это были единичные случаи). 
 
Прямых распоряжений о том, как себя вести, наша компания не получала. И в них нет необходимости, поскольку с момента ввода режима самоизоляции, в своей работе мы руководствуемся Указом губернатора Воронежской области о необходимости использования средств индивидуальной защиты. Маски мы не продаем, так как нет такой необходимости. И проблем с масками нет».
 
Фермер-сыровар из Истринского района Олег Сирота принял решение в нынешней ситуации раздавать маски своим покупателям бесплатно и пояснил, почему: «В наших магазинах и у продавцов, и у покупателей маски есть в обязательном порядке. На части московских точек, если у покупателя вдруг нет маски или перчаток, мы выдаем бесплатно. На всех ярмарках происходит то же самое. И сейчас ждем, когда придет наша закупка СИЗ, после чего и в Московской области тоже будем при необходимости их раздавать людям. 
 
Мы закупаем всё  на свои деньги, поскольку есть распоряжение не обслуживать людей без СИЗ, но это ведет к прямым убыткам, а для нас важен каждый покупатель. Поэтому приходится приобретать всё самостоятельно и, откровенно говоря, не очень дешево - 26 рублей за одну маску, а это, по сути, цена литра молока. По сравнению с концом марта, сейчас, конечно, стало всё это проще добывать, но все равно приходится искать и покупать там, где повезет найти». 
 
 

Теги: Молоко торговля

26922 просмотра

Также рекомендуем:


MN В ВК

Комментарии
extenso
ИНФОРС
ВЕБИНАР КНР

МО-2020
Энрофлон
Подпишитесь на нашу рассылку
Продается завод


Аналитический центр Milknews
Беларусь
Сибирь аграрная
Беларусь
Сибирь аграрная