Эквайринг, бонусы и палатки: как государство меняет торговлю


Не успели торговые сети отойти от обсуждений вступившего в силу “закона Яровой” о возвратах, как регулирование ритейла перешло на новый этап. Появилось сразу несколько предложений поправок в закон о торговле: Минпромторг предлагает изменить систему вознаграждений от поставщиков, в Госдуме хотят увеличить ответственность торговых сетей, вице-премьер Козак требует уточнить порог “доминирования” сетевой розницы. Milknews разобрался, какие изменения ждут российскую торговлю, поставщиков и ритейлеров.

 

Ретро-бонусы

 

После первой встречи с ритейлом в конце прошлого года вице-премьер Дмитрий Козак поручил смягчить требования закона о торговле для крупных продовольственных сетей, в частности вопросы вознаграждений от поставщиков. В 2016 году размер вознаграждений был снижен с 10% до 5% от суммы закупок, учитывая логистику, маркетинг и другие сопряженные услуги.

 

По действующей редакции закона стороны договора могут заключить соглашение, которое предусматривает включение в цену т. н. ретро-бонусов. Ретроспективная бонусная скидка - это способ стимулирования продаж, широко популярный в сфере торговли. Она подразумевает под собой поощрительное вознаграждение, которое поставщики платят дистрибьютору при выполнении определенных условий - реализации определенного объема продукции, продажи товаров на определенную сумму и т. д. Услугами, включенными в сумму бонуса, могут быть логистические услуги или услуги по продвижению, подготовке, обработке, упаковке товаров. На вознаграждение действуют определенные правила, при расчете бонуса не учитывается сумма НДС, предъявляемая поставщиком ритейлеру, а, например, в отношении подакцизных товаров - не учитывается сумма акциза.


На данный момент совокупный размер вознаграждения не может превышать 5% от цены закупки, и новыми поправками Минпромторг предлагает оставить это ограничение для совокупного размера вознаграждения и платы за оказание услуг по продвижению товаров.

 

“Безусловно, сейчас необходимо ослабление регулирования торговли как драйвера развития экономики. Это самым положительным образом скажется на всех участниках рынка - и торговле, и производителях, а также на потребителях. Дерегулирование рыночной отрасли, которой является торговля, всегда приводит к усилению конкуренции. А это, в свою очередь, всегда приводит к более оптимальным ценам, улучшению качества товаров и увеличению их ассортимента”, - заявил в начале декабря “Ведомостям” замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
 

Ответные меры

 

В Госдуме, в свою очередь, не встали на сторону ритейла и предложили увеличить ответственность торговых сетей перед своими контрагентами. Во вторник стало известно, что группа депутатов разработала поправки в закон о торговле, регулирующие исполнение обязательств сетей перед поставщиками. Главная цель этих поправок -  избежать ненадлежащего исполнения договоров в части поставок и формирования цены.

 

Поставщиков предлагается защитить от невыгодных условий работы с ритейлом, за нарушения договоров предлагается ввести зеркальную ответственность. Кроме того, в соответствии с законопроектом обеим сторонам необходимо будет согласовывать максимальный размер розничных цен, и сетям будет запрещено отклоняться от нее более, чем на 20%

 

В Госдуме пришли к выводу, что после ограничения размера премии в 5% ритейл начал использовать этот инструмент для влияния на поставщиков. По мнению законодателей, сети манипулируют поставщиками, сокращая их ассортимент и требуя скидки, диктуя свои условия, идущие вразрез с договором.

 

Вопрос определений

 

На этом предложения по изменению закона о торговле не закончились. Минпромторг также предложил уточнить определение “торговая сеть”, чтобы облегчить жизнь малому и среднему предпринимательству. В соответствии с проектом торговой сетью можно будет считать только компании, состоящие из двух и более торговых объектов, чья выручка за предыдущий год составляет не менее двух миллиардов рублей.

 

Что предлагается:

 

“Торговой сетью” может называться совокупность двух и более торговых объектов, которые отвечают следующим условиям:

  • принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с ФЗ “О защите конкуренции”

  • используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации, за исключением случаев использования единого коммерческого обозначения субъектами МСП

  • выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год превышает два миллиарда рублей.
     

На данный момент франчайзинговые магазины, ориентированные на поддержку владельцев и операторов небольших продуктовых магазинов в формате “у дома”, тоже считаются торговой сетью, поскольку объединены одним названием. В отношении таких магазинов в сегменте малого и среднего бизнеса применяются общие ограничения, которые распространяются и на отношения между поставщиками и крупными торговыми сетями, объединенными одним хозяйствующим субъектом.
 

Таким образом, Минпромторг предлагает не относить малый и средний бизнес к торговым сетям из-за сопутствующих этому ограничений. В отношении таких магазинов в сегменте малого и среднего бизнеса применяются ограничения, применимые к торговым сетям, они негативно сказываются на деятельности торговых предприятий малого формата. Среди них, например, отсрочка платежей за поставки, всё те же ретро-бонусы, а также другие инструменты.

 

Территориальные монополии

 

Часть поручений Козака также касается расчета доли рынка продовольственного ритейла. На данный момент она не должна превышать 25% в муниципалитете или регионе, и вице-премьер предложил пересмотреть методологию расчета этого соотношения. Козак поручил уточнить границы административно-территориальных образований, в которых осуществляется расчет, а также предложил подумать об использовании для этого данных с онлайн-касс.

 

Закон о торговле предусматривает, что ритейлер, доля которого превышает 25% объема от всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год, не вправе приобретать или арендовать новые торговые площади в этом субъекте РФ.

 

Уточнения необходимы в том числе из-за отсутствия четкого понимания, в какой момент нужно запрещать расширение площадей. Так, например, по этому вопросу Верховный суд РФ решил спор управления ФАС по Московской области с дочерней компанией Х5 Retail Group в пользу ритейлера. ФАС согласилась с позицией ВС - ритейлеры, чья доля превысила 25%, могут расширять торговые площади до момента публикации официальной статистики.
 

В ноябре сообщалось, что в Минпромторге придумали, как повысить порог доминирования для сетевой розницы. Ведомство считает необходимым поддерживать те торговые сети, которые инвестировали существенные средства для открытия объекта и из-за действующих ограничений не вправе обеспечить его работу.

 

На что ещестоит обратить внимание

 

1. Эквайринг
 

Среди прочих инициатив, напрямую не относящихся к продовольственной торговле, нельзя не упомянуть ставки эквайринга, то есть комиссию при покупках по банковским картам. Ритейлеры не первый год просят снизить комиссии и регулировать их законодательно. После встречи Козака с представителями торговли дискуссия возобновилась. Вице-премьер поручил представить в правительство предложения, как удешевить эквайринг. ФАС не поддержала фиксированные цены на эквайринг в 0,2% для дебетовых и 0,3% для кредитных карт, против прямого регулирования комиссий выступили и Минпромторг, и ЦБ.

 

На форуме “Деловой России” Владимир Путин заявил, что комиссии в 3% слишком высокие, и назвал их квазиналогом, однако руководители Сбербанка Герман Греф и “ФК Открытие” Михаил Задорнов назвали приведенные президентом данные неточными. Задорнов заявил, что проблема гораздо более сложная: по его данным, как в торговых сетях, так и в небольших магазинах эквайринг составляет 1,5-1,7%. В таких крупных торговых сетях, как “Магнит”, “Ашан” или X5 комиссия за расчеты по карте составляет 0,4-0,6% от стоимости товаров или услуг.
 

2. Нестационарная торговля

 

Еще одной инициативой, ставшей объектом широкого обсуждения не только в бизнес-сообществе, но и среди населения, стало предложение вернуть палатки в российские города. Минпромторг рассчитывает, что Госдума уже в этом году примет законопроект о нестационарной и мобильной торговле. По словам замминистра Евтухова, крупные торговые сети в России занимают до 40% рынка, но производителей, желающих представлять свои продукты на полках, гораздо больше, чем сетей и их магазинов. Виктор Евтухов оценивает, что развитие нестационарной торговли может создать до 250 тысяч рабочих мест.


В 2016 году мэром Москвы Сергеем Собяниным было принято решение демонтировать весь самострой, включая стихийные киоски и павильоны. Через год Собянин заявил, что программа сноса ларьков создала новые рабочие места в стационарных магазинах, кратно превысив количество рабочих мест, обеспеченных нестационарной торговлей.


Автор: Артем Фальчев

975 просмотров
Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
Матроскин

ДЗЕН
Аудиториум - 1
Data Talks
Подпишитесь на нашу рассылку
Молочные сессии седьмое заседание


Аналитический центр Milknews
Агроюг
УПРАВЛЕНИЕ МАГАЗИНОМ сентябрь
Агроюг
УПРАВЛЕНИЕ МАГАЗИНОМ сентябрь