Алексей Тихомиров: Зависимость молочной отрасли от иностранного оборудования приведет к снижению доходности сектора


Февральский съезд Союзмолоко был ознаменован громким выступлением депутата Айрата Хайруллина с жалобами на отрицательный финансовый поток товарных молочных ферм в Поволжье, который в январе составил от 2 до 5 рублей за литр. Из-за снижения цен на молоко депутат предложил ввести режим ЧС в регионе и пригрозил возвращением 97-го года, когда начали массово вырезать поголовье.

Специально для Milknews кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории экономики и организации животноводства ФГБНУ «Федеральный научный центр животноводства – ВИЖ имени академика Л.К.Эрнста» Алексей Тихомиров изучил себестоимость молока в России и попытался понять, почему с ценами все время что-то происходит, а молочники все время ноют.


 

В последние годы на формирование себестоимости молоко начали оказывать активное влияние не только традиционные природно-климатические и производственные факторы, но и геополитические и макроэкономические условия. Все они сказывались как напрямую - через прошедшую в 2014-2015 гг. девальвацию и практически двукратное удорожание импортного оборудования и продукции, так и опосредованно - за счет снижения покупательской способности населения и емкости внутреннего рынка.

Если мы посмотрим на официальные статистические данные, производство и реализация молока на протяжении последних лет является прибыльным направлением животноводства. 

Да, действующий механизм ценообразования, при котором основной доход в товаропроводящей цепи получает переработчик и продавец, несовершенен. Да, вложения в молочный сектор колоссальны, а окупаемость инвестиционных проектов длительна. Однако особое влияние оказывает высокая зависимость производителей от транснациональных селекционных корпораций, зарубежных поставщиков технологического оборудования, кормовых добавок и ветеринарных препаратов.

Это является ключевым фактором стагнации молочного скотоводства, не позволяющим отечественному скотоводству выйти на вектор устойчивого развития и нарастить объемы производства молока. Особенно остро негативное влияние этого фактора проявилось после практически двойного возрастания цен на импортируемое оборудование и племенную продукцию из-за девальвации валюты в конце 2014 года.

Именно из-за этого, несмотря на существенный рост цен на сырое молоко после введения эмбарго, вновь построенные молочно-товарные фермы, зачастую, проигрывают в конкурентной борьбе действующим. И это тоже во многом снижает инвестиционную привлекательность молочного скотоводства.
 

Что делать и кто виноват


Несмотря на такой пессимизм, отечественное молочного скотоводство обладает колоссальными возможностями и способно нарастить объемы производства продукции, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Для этого необходимо формирование устойчивой ценовой конъюнктуры на внутреннем рынке и стабильного уровня доходности от производства и реализации продукции.

Анализ показывает стабильную динамику цен реализации продукции, в целом не превышающую темпов роста отпускных цен производителей.
 

Таблица – Формирование ценовой конъюнктуры и денежной массы от реализации продукции молочного скотоводства


Показатели
Год
 В среднем за 2012- 2016 гг.
2012
2013
2014
2015
2016**
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции, %
110,8
102,7
114,1
108,5
101,8
107,6
Индекс цен на продукты питания и безалкогольные напитки, %
106,7
106,0
116,4
114,8
104,2
109,6
Индекс реально располагаемых денежных доходов населения, %
104,6
104,0
99,3
96,8
94,1
99,8
Индекс цен реализации молока, %
97,6
117,0
109,5
109,1
106,3
107,9
Индекс цен реализации мяса крупного рогатого скота, %
109,7
91,9
108,9
127,8
107,0
109,1
Выручка от реализации продукции сельского хозяйства, млрд. руб.
1384,0
1403,8
1798,1
2232,2
2288,7
9106,8***
  продукции растениеводства, млрд. руб.
555,8
527,2
665,8
905,4
961,3
3615,5***
  продукции животноводства, млрд. руб.
828,2
876,6
1132,3
1326,9
1327,4
5491,3***

*Источник: составлено на основании данных Минсельхоза России [3] и Росстата [2]      **Оценка      ***Общий объем вырученных средств от реализации продукции за 2012-2016 гг. Повышение цен, с одной стороны, привело к росту доходности производства и реализации продукции молочного скотоводства. Всего за 2012-2016 гг. было продано продукции животноводства на общую сумму 1686,6 млрд. руб. Причем, на долю молока приходится 1243,8 млрд. руб. или 13,7%. С другой стороны, существенное повышение стоимости технологического оборудования и расходных материалов иностранного производства, финансовых и энергетических ресурсов привело к росту себестоимости молока.  Причем существенное возрастание доходности от реализации молока была получено в 2014 году - и было связано с сокращением импорта и емкости внутреннего рынка, с последующим значительным повышением цен после введения продуктового эмбарго и стоимости импортируемой продукции из-за ослабления национальной валюты.   Таблица –  Влияние инфляционных и девальвационных процессов на эффективность производства и реализации молока Показатели Год В среднем за 2012- 2016 гг. 2012 2013 2014 2015 2016** Индекс цен производителей промышленных товаров, % 105,1 103,7 105,9 110,7 107,4 106,6 Индекс цен производителей обрабатывающих производств, % 103,2 101,6 108,5 111,2 107,7 106,4 Индекс цен на топливно-энергетические ресурсы, % 105,7 110,0 92,4 110,6 116,5 107,0 Индекс средневзвешенного курса доллара США (USD) к рублю, % 105,8 102,4 120,6 158,7 110,0 119,5 Индекс средневзвешенного курса евро (EUR) к рублю, % 97,7 105,9 120,1 133,4 109,5 113,3 Индекс себестоимости производства молока, % 102,5 114,0 109,1 109,4 106,4 108,3 Индекс затрат на первичную переработку и реализации молока, % 65,9 144,4 116,7 104,4 104,2 107,1 Индекс себестоимости 1 ц реализованного молока, % 100,2 115,2 109,5 109,1 106,3 108,1      *Источник: составлено на основании данных Минсельхоза России [3], Росстата [2] и Центробанка России [1]         **Оценка   ИТОГО: Среднегодовое увеличение себестоимости производства и реализации молока за последние пять лет составило 8,3% и 8,1% соответственно. Общее повышение производственной себестоимости молока за 2011-2016 гг. составило 48,4%, что превышает темпы роста данного показателя в целом по отрасли АПК.  При этом рост цен на сырье в это же время составил с 2011 по 2016 гг составил 153%.   Положительное влияние на экономику отрасли резкого скачка цен на молоко на внутреннем рынке оказалось кратковременным. Увеличение стоимости технологического оборудования и других ресурсов иностранного производства нивелировало изменения ценовой конъюнктуры.  Этот фактор, а также начало падение цен в конце 2017 года на молоко-сырье из-за сокращения покупательского спроса, значительного объема запасов готовой молочной продукции и нерешенностью проблем ценообразования и регулирования внутреннего рынка действительно может привести к снижению доходности отрасли и ее инвестиционной привлекательности. Тихомиров Алексей Иванович, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории экономики и организации животноводства ФГБНУ «Федеральный научный центр животноводства – ВИЖ имени академика Л.К.Эрнста» E-mail: tikhomirov991@gmail.com

1329 просмотров

Комментарии
extenso
Матроскин

ДЗЕН
SPACE
Подпишитесь на нашу рассылку
Мустанг


Аналитический центр Milknews
Агроюг
УПРАВЛЕНИЕ МАГАЗИНОМ сентябрь
Агроюг
УПРАВЛЕНИЕ МАГАЗИНОМ сентябрь