Новым лидером индустрии мороженого стала компания “Айсберри”
В рейтинге крупнейших производителей мороженого России вновь сменился лидер - первое место заняла ГК “Айсберри”, потеснив прошлогоднего победителя ГК “Ренна”, а предыдущий бессменный обладатель первенства Unilever опустился на третье место. Рейтинг крупнейших производителей мороженого представили информационное агентство Milknews и Streda Consulting при поддержке Союзмолоко и Союза мороженщиков России.
ГК “Айсберри” по итогам 2022 года произвела 52,6 тыс. т мороженого, резко нарастив объемы производства с 44 тыс. т благодаря открытию новой фабрики и объединению с “Петрохолод”. В то же время ГК “Ренна” за год сократила выпуск с 50,4 до 46,7 тыс. т. Однако потеря первой позиции касается только объемов производства - по объемам розничных продаж “Ренна”, по данным Nielsen, не только удержала лидерство, но и значительно увеличила отрыв от “Айсберри”, нарастив свою долю с 11,6% до 12,6% рынка.
Unilever (“Инмарко”) после бессменного лидерства на рынке в течение более 15 лет второй год подряд продолжила терять свои позиции и опустилась на третье место. Весной 2022 года компания заявила о приостановке экспортных поставок и инвестиций в маркетинг и продвижение, в результате оказалась лидером по снижению объемов, сократив производство с 45 до 39 тыс. т. Другому международному игроку - Froneri (Nestle + R&R) - удалось немного нарастить объемы и удержать свои позиции. В пятерке лидеров также удержалась и ГК “Русский Холод”, несмотря на существенное падение объемов продаж.
“На фоне чрезмерной турбулентности на рынке компании по-разному реагировали на вызовы внешней среды, в результате рейтинг крупнейших игроков в категории мороженого оказался самым динамичным и непредсказуемым за последние три года”, - подчеркнул генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев.
Во-первых, обновились позиции всех игроков в первой пятерке и произошла достаточно неожиданная для отрасли смена лидера рейтинга. Во-вторых, практически все производители изменили свои позиции внутри рейтинга, причем 12 компаний из 20 снизили объемы производства. В-третьих, у некоторых участников рейтинга все-таки получилось значительно вырасти на падающем рынке и резко улучшить свои позиции на общем фоне. Лидером восхождения оказался “Комос Групп”, прибавивший сразу пять пунктов и лишь немного не дотянувший до десятой строчки рейтинга; а лидером по приросту объемов, вслед за “Айсберри”, стала ГК “Славица”, прибавившая около 5 тыс. т и вплотную подобравшаяся к пятерке лидеров.
№
Компания
Регион
2021
2022
1
ГК "Айсберри" (вкл. Петрохолод)
Вологда, Пенза, Ярославль
44,0
52,6
2
ГК "Ренна"
Краснодар
50,4
46,7
3
Unilever (Инмарко) *
Омск, Тула
45,0
39,0
4
Froneri (Nestle + R&R) *
Московская обл.
25,9
27,0
5
ГК "Русский Холод" *
Алтай, Московская обл
32,0
26,5
6
ГК "Славица"
Татарстан, Красноярск
21,3
26,2
7
Чистая Линия *
Московская обл.
22,0
22,0
8
Челны Холод
Татарстан
17,1
16,0
9
Полярис (ГК "Новосибхолод")
Новосибирск
12,1
12,5
10
Фабрика "ФРОСТ"
Челябинск
12,2
8,4
11
КОМОС Групп
Пермь
7,0
8,1
12
Гроспирон
Новосибирск
8,4
8,0
13
Фабрика "Колибри"
Ниж. Новгород
8,8
7,6
14
Белгородский ХК
Белгород
8,4
7,5
15
ГК "Талосто"
Лениградская обл.
8,6
7,0
16
Холод
Ставрополь
7,0
6,5
17
ГК "Поспел" - Фабрика грез
Ниж. Новгород
7,7
6,4
18
ГК "Русское молоко" (ДМЗ) *
Московская обл.
5,5
6,2
19
ПКФ "Проксима"
Ростов
5,8
5,9
20
Калинов Мост
Ниж. Новгород
6,8
5,4
* - оценка Streda consulting
“Прошлый год был непростым для всей молочной индустрии - предприятиям пришлось столкнуться с колоссальным давлением: разрывом логистических цепочек, поиском альтернативных поставщиков ингредиентов, упаковки, расходников и запчастей для оборудования и все это в условиях финансовой нестабильности, - отмечает генеральный директор Союзмолоко Артем Белов. - Кроме того, серьезным риском стало снижение спроса, однако мы рассчитываем, что в этом году начнется его планомерное восстановление”.
По словам заместителя генерального директора Союза мороженщиков России Натальи Уткиной, в прошлом году ключевым фактором для рынка был дисбаланс потребительского спроса и роста цен на мороженое.
“Девальвация рубля привела к увеличению стоимости импортных ингредиентов и запчастей, серьезно подорожал сахар, гофрокартон и гибкая упаковка, - пояснила Уткина. – Всё это в сумме привело к увеличению себестоимости мороженого на 30-40%. В таких условиях уже в апреле производители вынуждены были начать повышать отпускные цены на продукцию. Параллельно стала снижаться покупательская способность населения, что не могло не сказаться на объемах продаж”.
Тем не менее, в этом году Союз мороженщиков России не прогнозирует серьезных рисков для индустрии и с оптимизмом смотрит в будущее: в 2023 году рост производства мороженого должен восстановиться и составить 5-10% по сравнению с 2022 годом.
По итогам года, несмотря на все перераспределения, двадцатке лидеров удалось удержать суммарные объемы производства на уровне 345 тыс.т и на фоне падающего рынка увеличить свою долю на нем с 68% до 74%.
“Эволюционная консолидация отрасли набирает обороты, и небольшим игрокам становится все сложнее удерживать свои позиции на рынке, тем более в этом году в индустрии были завершены несколько крупных инвестпроектов, которые будут претендовать на свою долю рынка, а значит рейтинг следующего года будет не менее интригующим,” - отметил генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев.
Генеральный партнер рейтинга - “Упаковочные системы”, официальный партнер - “Кизельманн Рус”.