Текстовая трансляция: Работа в системе "Меркурий" и введение цифровой маркировки
На этом мероприятие заканчивается, спасибо за внимание, друзья!
Елена Юрова: Получается, что маркируется у нас не продукт, а упаковка.
Вопрос: Если наносить на крышку код маркировки, до где тогда размещать срок годности и нужен ли он?
Ответ: Он нужен, и располагается рядом с кодом маркировки.
Вопрос: на уровне ЕАЭС у нас прописан вопрос маркировки. Если одна из сторон хочет ввести маркировку, то должен уведомить ЕЭК. Согласился ли кто-то из стран ЕАЭС ввести маркировку?
Ответ: другие страны рассматривают этот вопрос.
Вопрос: Одна из компаний, участвующая в эксперименте маркировки, затратила на оборудование для маркировки 4 тыс. евро-50 тыс. евро. Это нормально?
Ответ: Обычный 2D-принтер стоит 12 тысяч. Многие компании предлагают и дорогие технологии и дешевые, дело компании какое выбирать.
Вопрос: Какой срок годности кода?
Ответ: Для молочной продукции еще не разработаны сроки. Мы будем стараться, чтобы срок годности кодов из типографии не истек, пока упаковка лежит на складе.
Вопрос: Будет ли включен вес сыра в код маркировки?
Ответ: По сыру вопрос решается, скорее всего вес сыра тоже будет включен в код.
Вопрос: Как будет реализована система утилизации в маленьких магазинах?
Ответ: На вопрос по утилизации я пока ответить не готов.
Вопрос? Как быть маркироваться разливная продукция?
Ответ: Продукция без упаковки маркироваться не будет.
Вопрос: Почему выбрали молочную продукцию для маркировки? Куда вы планируете направить 50 копеек, если производитель несет все расходы?
Ответ: не могу ответить, почему именно молоко. Решение принимало Правительство. Производитель имеет доступ к информации, кто продает его товар. Минпромторг также думает о льготах на приобретение оборудования для маркировки. Вы можете зашить в код, например, ссылку на сайт. И потребитель это увидит. Вы получаете прямой доступ к потребителю в обход всей цепочки. 50 копеек - это плата за услугу оператору.
Вопрос: Мы получаем сыры от производителя, нарезаем их и фасуем в магазине. Кто даст коды, как наносить их на фасованные товары?
Ответ: Маркировка не коснется нарезки и фасовки, осуществленной в магазине.
Вопрос: А как тогда конечный потребитель узнает состав продукта и т.д?
Ответ: Вопрос прорабатывается по сыру. Решения пока нет.
Для того, чтобы подготовиться к работе с "пересортом" продлен переходный период. Чтоб понять, как работать с отбраковкой, мы и проводим эксперимент.
Вопрос: У нас в одном юрлице - и производство и реализация через вендинг (розлив молоко и остальная продукция - фасованная). Как проводить выбытие?
Ответ: Мы работаем над этим вопросом. Выбытие надо фиксировать с 1 декабря, но есть отсрочка по ответственности. Вопрос с вендингом будет проработан и включен в правила маркировки.
Вопрос: каким образом присвается срок годности на линии?
Ответ: Линия знает срок годности, его надо будет перенаправить системе. Нужна будет интеграция маркировщика и системы передачи данных в систему ЦРПТ. Для кодов в типографии надо будет просто уведомить оператора.
Производственный ВСД должен быть обязательно передан в систему, чтобы товар должен быть введен в оборот.
Вопрос модератора: Сколько среднее молочное предприятие должно потратить на всю историю с маркировкой в первый год, чтоб ничего не нарушить?
Сидоров: По нашим оценкам - около 4 тыс. площадок, которые затронет маркировка. Для крупных предприятий внедрение может стоить 1,5 млн рублей, для 3,5 тысяч средних и мелких - 12 тыс. рублей на каждое. Решения могут быть самые разные, в зависимости от предприятия. Цены на упаковку с кодом определяет типография, в зависимости от объемов и технологии.
По нашим расчетам, затраты на внедрение маркировку по всей отрасли составят порядка 4 млрд рублей.
Минпромторг предложил дорожную карту внедрения. с 1 июня - начало регистрации в системе, с 1 декабря - запрет производства немаркированной продукции для продукции сроком годности выше 1 года, для другой продукции предусмотрена отсрочка на 3 месяца, запрет - с 1 марта 2021 года.
Остатки на момент наступления запрета маркировать нужно не будет. Товары весом до 30 гр не маркируются, бесплатные коды маркировки для продукции ценой до 30 рублей.
Шаги по участию в эксперименте: регистрация в системе, выбор и тестирование одного из3-х способов нанесения, интеграция информсистемы предприятия с ГИС МТ по открытому программыному интерфейсу.
Алексей Сидоров: 700 компаний отрасли зарегистрированы в системе, из них 150 производителей (крупные, средние, мелкие). Выдано 150 тыс. кодов для теста. Отдельные участники прошли полный путь, например "Ванское Агро" - они уже могут производить мракированную продукцию.
Дата истечения срока годности ранее включалась в код маркировки, сейчас мы заносим ее в систему, что позволяет потребителю убедиться, что она не была затерта, перклеена и т.д. Код маркировки можно наносить в типографии, когда дата истечения срока годности еще неизвестна.
В системе хранится связь кода маркировки и производственного ВСД. Регулятор может уведомить участников оборота и потребитеей о проблемах с конкретной партией товара. Упрощается КНД - не нужно искать и сверять документы. пВСД на товар можно проверить, просканировав код маркировки.
Единый веб-интерфейс для работы с ГИС МТ и ФГИС ВетИС. Небольшие производители, работающие через веб-интерфейс, могут работать через "единое окно". У нас выстраивается полная цепочка от сырья до готового товара.
Андрей Соболь, Пепсико: Как маркировка может повлиять на качество продукции? (аплодисменты из зала).
Ответ: Вопрос обсуждаемый. В маркировке будет зашита информация о составе продуктов, его производителе, это будет свидетельствовать о качестве. Этикетку можно подделать, а информация из маркировки говорит, что продукт произведен авторизованной надежной компанией.
Методические рекомендации участникам эксперимента по маркировке молочной продукции: по порядку нанесения маркировки - в РФ самое эффективное делать это на заводе, для импорта - до "растаможки", при ввозе товаров из ЕАЭС - до пересечения границы.
Этапы работы в системе маркировки: регистрацияучастника в ГИС, регистрация товаров в Национальном каталоге, заявка на получение кодов, генерация кодов оператором ЦРПТ, нанесение на товар, вывод овара из оборота по причинам, не связанным с реализацией или выод товара из оборота при реализации в розницу.
Ответственность за нарушение правил маркировки: штрафы по ст. 15.12. оАП и ст. 171.1 УК РФ.
Основные этапы внедрения системы маркировки: диагностика и концептуальный дизайн, детальный дизайн и проектирование, внедрение, тестирование, эксплуатация. В среднем процесс занимает от 6 до 8 месяцев в зависимости от ряда факторов.
Нужно создавать рабочие группы по маркировке внутри компании, коммуницировать с иностранными поставщиками, закупать оборудование, выбрать системы передачи данных и ИТ-провайдеров, регулярно взаимодейтсовать с госорганами, ЦРПТ.
Планируется прослеживаемость холодильного оборудования.
Модератор: Давайте поговорим об обязательной маркировке молочной продкции.
Александра Калинина, Deloitte. Наша компания одной из первой начала проекты по внедрению маркировки разных видов товаров, теперь занимаемся и молочной продукцией.
Исследование Deloitte: более 50% респондентов сталкивались с некачественной продукцией, из них 39% - продукты питания. 40% - сталкивались с контрафактом. 21% россиян отдают предпочтение продуктам с пометкой "эко" и готовы их покупать, даже если они дороже. 88% регулярно проверяют срок годности, 68% проверяют состав.
Много вопросов по поводу "жировой фазы". Нет возможность выявить говяжий жир, так как есть перехлест с отдельными кислотами.
Содержание фитостеринов очень легко определяется современными методами. Оно свидетельствует о наличии растительных жиров.
Подготовлен ГОСТ "Молоко и молочная продукция. Метод идентификации состава жировой фазы и определение массовой доли молочного жира". Он включает в себя определение триглицеридного состава жировой фазы молока и молочной продукции; определение числа Рейхерта-Мейссля: определение массовой доли молочной жира.
Критерии идентификации жировой фазы: жирно-кислотный состав, состав стеринов, триглицеридный состав, содержание молочного жира.
Елена Юрова: Главный камень преткновения - входной контроль сырья. Будут изменения в ТР ТС 021/2011 и 033/2013.
Бывают курьезы, когда предприятия создают свою техдокументацию. Если мы пишем ГОСТ на упаковке, например, творога, то при проверках любое отклонение от технологии будет считаться фальсификатом. Мы можем выявить фальсификат даже на торговой полке.
Пошла мода на ультрапастеризованное молоко 12 месяцев годности. Вы себе представляете, как ведет себя молоко после 6 месяцев?
Как только вы добавляете в техдокументацию дополнительные критерии, думайте, что будет при проверке - пройдет ли продукт лабораторию.
Если вы добавляете сыворотку в продукт, вы вносите вместе с тем и компоненты, которые в ней содержатся. Нужно быть очень внимательным, чтобы не было отклонений от нормы.
Большая проблема - отбор проб и подготовка к анализу. Часто не могут ответить на вопрос, как перемещался продукт, где хранился. Есть четкие стандарты, которых нужно придерживаться.
Вопрос от "Кубаньмолоко": Как сделать, чтобы молоко с остатками лекарственных препаратов, оформленное в Меркурии, никуда не попало? Кто контролирует, чтобы она была утилизирована?
Гладилов: Производитель должен ставить в известность территориальное управление РСХН, когда фиксирует такие случаи. И ветслужба, которая перешла под надзор РСХН, также дожна информировать нас. Сейчас выстраиваем с ними взаимодействие.
Вопрос: РСХН заявлял, что фальсификат снизился до 17%. Ка же тогда остальной фальсификат остался в торговле. И насколько введение Меркурия стало эффективным? Мы же до сих пор все это обсуждаем, задействовали тысячи работников.
Лопунов: Меркурий работает при условии добросовестности информации от производителей. Фальсификат не может быть нулевым, потому что есть производители, которые не регистрируются в Меркурии, делают перемаркировку. Мы не знаем о них, если нет жалоб.
Гладилов: Есть понятие "ложный транзит" - он фиксируется в Меркурии. И поэтому мы вместе с силовыми органами можем это все отслеживать и пресекать.
Юлия Лукьянова: 2019 год был довольно трудный, так как был введен Меркурий. Более 20 тыс. новых товаров заводится с ноября. Жутких сложностей не было, но нюансы есть, и они приводят к блокировке учетных записей наших сотрудников. Это часто происходит потому что поставщики некорректно оформляют ЭВСД. Поэтому если есть ошибки, оформление занимает очень много времени. Создана группа разбора инциентов.
Что касается "блэкаута" 1 февраля, может можно найти нейтральную площадку, либо выделить канал в Телеграме, где публиковать алгоритм действий в такой нештатной ситуации. Иначе мы не можем принимать товар, особенно это касается крупных сетей. Мы справились, но надеюсь такого не повторится.
Гладилин: Нужно сделать коллективное обращение в РСХН по поводу создания алгоритма.
Сергей Лопунов. Начальник отдела ветнадзора Управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям: В Россельхознадзоре созданы рабочие группы по работе с Меркурием.
Вопрос Юлия Лукьянова, X5: Расскажите почему сразу блокируются учетные записи на максимальный срок, где можно уточнить, за что блокируют?
Михаил Гладилов, Россельхознадзор по Москве, Московской и Тульской областям: Формулировки не всегда корректны, но мы стараемся максимально описать нарушения, чтобы хозсубъект видел, что он нарушил и какие последствия его ждут. Мы исходим из критических и некритических ошибок. Иногда субъекты регистрируют просроченную продукцию. Правила блокировки мы стараемся изменить.
Вопрос модератора: Какие самые частые нарушения?
Гладилов: Возникает много технических ошибок, некорректное наименование продукции, нет информации о сырье, нарушение утвержденных перечней. Сейчас мы не так строги - например, если не указана упаковка, то мы не блокируем.
Елена Юрова: Если предприятие попало в Цербер, оно там так и останется?
Лопунов: Два вида блокировки: уполномоченного лица (блокировка до 6 месяцев) и самой площадки (если фантомная, то блокируют).
Лукьянова: Как проходит процесс разблокировки уполномоченного лица?
Лопунов: После 6 месяцев аккаунт разблокируется.
Лукьянова: А если нарушение будет устранено быстро, может ли быть разблокировано раньше этого срока?
Лопунов: Может, если нет серьезных нарушений. Рсхн может написать ходатайство, если к ним обратиться.
Добрый день, дорогие друзья! Мы начинаем нашу трансляцию.
• Обмен опытом и работа над ошибками в использовании системы "Меркурий".
• Частные случаи работы в системе "Меркурий": ярмарки, выставки, дегустации.
• Методическое решение вопроса об идентификации жировой фазы молока-сырья и молочной продукции.
• Маркировка молочной продукции: графики проектов по внедрению и методические рекомендации для участников эксперимента.
Модератор:
МАРИЯ ЖЕБИТ. Директор Департамента по связям с общественностью и государственными органами Союзмолоко
Спикеры:
ВЛАДИМИР СИДОРЧУК. Заместитель начальника отдела контрольно-надзорной деятельности Россельхознадзора.
ДМИТРИЙ РУСАКОВ. Директор департамента по сопровождению цифровых и информационных проектов X5 Retail Group
ЮЛИЯ ЛУКЬЯНОВА. Руководитель проектов департамента по сопровождению цифровых и информационных проектов X5 Retail Group.
ЕЛЕНА ЮРОВА. К.т.н., заведующая лабораторией технохимического контроля ВНИМИ
АЛЕКСАНДРА КАЛИНИНА. Руководитель Группы по маркировке и прослеживаемости товаров Делойт СНГ
АНДРЕЙ СОБОЛЬ. Cтарший специалист департамента корпоративных отношений PepsiCo
АЛЕКСЕЙ СИДОРОВ. Руководитель товарной группы "Молоко" ЦРПТ.
текстовая трансляция