Роспотребнадзор проверит омские молокоперерабатывающие заводы на фальсификат


Омская прокуратура дала добро Роспотребнадзору на проверку семи молочных заводов. Перерабатывающие предприятия подозревают в фальсификации продуктов питания.

По данным санитарных врачей, качество омской молочной продукции резко упало. Последние лабораторные экспертизы показывают, что около 10 процентов исследуемого товара не соответствуют нормам по жирнокислотному составу. Местные переработчики активно используют в производстве растительные жиры, однако «забывают» сообщать об этом потребителям.

— Чаще всего производители подделывают сыры и сливочное масло, — сообщила «РГ» заместитель начальника отдела Роспотребнадзора по Омской области Марина Бойко. — При этом только по вкусу определить, что продукт фальсифицирован, невозможно. Этим и пользуются предприниматели.

Сегодня средняя стоимость сливочного масла на омских прилавках составляет около 270 рублей за килограмм. При этом себестоимость одного литра молока в Прииртышье составляет около 20 рублей. Для производства 1 килограмма масла необходимо как минимум 22 литра. Следовательно,  сливочное масло должно обходиться производителям как минимум в 440 рублей. 

Сами производители объясняют сложившуюся ситуацию дефицитом сырья на омском рынке. Из-за его острой нехватки некоторые заводы вынуждены снижать объемы производства и отказываться от отдельных видов продукции. Между тем, ежедневно в Прииртышье производится более тысячи тонн молока. Омская область — единственный регион в Сибири и один из немногих в России, имеющий так называемый «молочный» профицит. Несмотря на то, что омичи выпивают молока намного больше, чем в соседних регионах, его ежедневные надои в два раза превышают реальные потребности жителей области. Чтобы поддержать «социальную отрасль», местные власти ежегодно выделяют миллионы рублей на дотирование производства.

Однако, местные переработчики утверждают, что молоко уходит за пределы региона.

— По моим данным, примерно 300-400 тонн сырья ежедневно вывозится в Новосибирск, Тюмень, Кемерово, — говорит директор маслозавода «Нижнеомский» Дмитрий Карев.

Основным переработчиком молока в регионе является международная корпорация «Пепсико», которая зашла в Прииртышье два года назад и теперь закупает практически половину омского молочного сырья. По словам некоторых производителей, именно «Пепсико» сегодня диктует правила игры на молочном рынке, а остальные заводы вынуждены им подчиняться. Иногородние перекупщики предлагают сельчанам более выгодные условия и оставляют омских переработчиков без сырья. При этом хозяйства, сдающие сырье в другие регионы, продолжают получать дотации из местного бюджета.

Конкуренции с перекупщиками не выдержал даже крупнейший за Уралом молочно-консервный комбинат «Любинский». Практически полгода молочный гигант вообще не выпускал некоторые виды продукции.

— Мы были вынуждены приостановить производство масла и прекратить производство сухого молока, чтобы не было перебоев с выпуском цельномолочной продукции и молочных консервов, — рассказал «РГ» председатель совета директоров комбината Евгений Шостя.

Почти на треть снизил объемы производству сливочного масла и Кормиловский молочный завод.

— Даже в сезон нашему предприятию не хватает около 50 тонн сырья ежедневно, — говорит директор маслозавода «Нижнеомский» Дмитрий Карев. — Оборудование простаивает. Между тем, чем меньше мы производим, тем выше себестоимость конечного продукта. Убытки от вынужденного простоя вкладываются в затраты.

Омские переработчики намерены объединиться в профессиональный союз и добиться запрета на вывоз молока за пределы Прииртышья. Руководители заводов считают, что хозяйства, сбывающие сырье иногородним посредникам, необходимо лишить субсидий.

Впрочем, в региональном Минсельхозпроде уверены, что обострившаяся конкуренция на молочном рынке — отличный шанс вывести отрасль из кризиса.

— Еще два года тому назад омские сельхозпроизводители были вынуждены сдавать молоко переработчикам фактически за бесценок — от 10 до 13 рублей за литр, — говорит заместитель министра сельского хозяйства Омской области Николай Дранкович. — Переработка и торговля длительное время компенсировали свои потери за счет аграриев, ведь «львиный» процент в ценообразовании готового продукта приходится на долю посредников.

— С одного литра отборного живого молока, которое я сдавал на один из заводов практически за бесценок, там делали три, — рассказал «РГ» фермер Сергей Гордиенко. — В итоге я получал с этого литра два рубля прибыли, а продавцы — 75 рублей.

Несмотря на то, что рентабельность молока достигает 28 процентов, действительно успешных производителей в Прииртышье очень мало. И, как правило, это были крупные предприятия с конечным циклом производства — от заготовки кормов до собственной переработки. Большинство же производящих сырое молоко аграриев работало по принципу «Нести тяжело, а бросить жалко». Судьба большинства сельских усадеб региона напрямую зависит от того, есть ли на их территории животноводческие предприятия. Там, где от коровников остаются одни «скелеты», жизнь постепенно вымирает.

— Конкуренция за сырье уже заставила некоторых переработчиков задуматься о будущем и принять непосредственное участие в развитии молочного животноводства на территории региона, — говорит Николай Дранкович. — В этом году сразу несколько заводов заявили об инвестициях в строительство новых молочных ферм на территории Омской области.

По словам чиновников, в министерство уже поступило свыше 20 заявок от предпринимателей, желающих участвовать в программе модернизации, строительства и реконструкции животноводческих комплексов молочной направленности. По предварительным данным, общий объем инвестиций в молочное стадо области превысит 500 миллионов рублей.

В настоящее время производством молочных продуктов в Омской области занимаются около 80 предприятий. В прошлом году омские молочники выпустили 164 тысяч тонн продукции, в денежном выражении объем рынка оценивался в 13,5 миллиардов рублей.

Источник: Markettopic

223 просмотра
Комментарии
Магазин Аналитики
OptiDuo

Ведомости
Агросиб
Аудитор 19 сентября

Подпишитесь на нашу рассылку

Тетрапак

ATL

Аналитический центр Milknews
Галди
Молочная Бизнес Академия
Галди
Молочная Бизнес Академия