Новый механизм господдержки АПК РФ требует лишь технической корректировки - замглавы Минсельхоза
Новый механизм господдержки АПК, который начал действовать в РФ с этого года, требует лишь технической корректировки, больших изменений не нужно. Есть перспектива объединения компенсирующей и стимулирующей субсидий, считает замминистра сельского хозяйства Елена Фастова.
"У нас на сегодня больше технические вопросы, не глобальные. Глобально структура и подход к субсидированию не поменяются. Мы в конце марта будем вносить изменения, но они больше связаны с тем, как работать на местах. Речь идет об упрощении процесса доведения субсидий", - сообщила Фастова журналистам во вторник в Москве.
По ее словам, подготовка к новому механизму господдержки отрасли шла весь прошлый год. "В процессе взаимодействия с регионами выявилось 9 приоритетных направлений, каждый регион выбирал свои приоритеты. Однако выяснилось, что некоторые субъекты забыли какое-то направление, некоторые сказали, что надо уточнить показатели", - сказала она, отметив, что именно такие вопросы требуют корректировки.
В качестве примера она также привела ситуацию с распределением субсидий на закладку садов. "Фермеры подняли вопрос о том, что им не хватило субсидий на закладку садов. Регионы взяли на себя обязательства заложить 11 тыс. га садов. Мы на эту сумму рассчитали субсидии. Но оказалось, что заложили 18 тыс. га, - сказала она. - Понятно, что это ошибка регионов. Иногда они специально занижают показатели для того, чтобы их не наказывали потом за невыполнение. Но обиженными в результате оказались сельхозпроизводители".
Фастова сообщила, что действующий ныне порядок предоставления субсидий позволяет в этом году выплатить их за те сады, что были заложены в прошлом году. "Но мы будем думать, как вообще избежать такой ситуации. Надо продумать, чтобы не страдал получатель субсидий, выстраивать работу с регионами, чтобы они правильно планировали основные направления развития, на которые предоставляется стимулирующая субсидия", - сказала она.
Как напомнила замминистра, в этом году на компенсирующую субсидию предусмотрено 34 млрд рублей, на стимулирующую - 27 млрд рублей. "Итого 61 млрд рублей. Но мы сказали субъектам, что это переходный период, мы будем стремиться к тому, чтобы стимулирующая была больше компенсирующей", - отметила она.
По ее словам, регионы поднимают вопрос об объединении этих двух субсидий. "Но мы пока не готовы к этому, потому что есть субъекты, которым проще работать с компенсирующей", - сказала она, пояснив, что эта субсидия - на затраты, понесенные в рамках принятых обязательств. Стимулирующая же, по сути, это "аванс на прирост". "Через год мы увидим, достигли они прироста или нет. Если не достигнут, то мы пропорционально в следующем году будем уменьшать размер субсидии", - отметила замминистра.
Как сообщалось, компенсирующая и стимулирующая субсидии стали производными из объединения трех видов субсидий, которые действовали до последнего времени - субсидии на молоко, несвязанная (так называемая погектарная) поддержка и единая субсидия. Компенсирующая субсидия предполагает предоставление бюджетных ассигнований на поддержание доходности сельхозпроизводителей, то есть она будет компенсировать выпадающие доходы и распределяться на 1 га площади, на 1 литр молока. Стимулирующая поддерживает перспективные направления АПК в регионах. Для этого Минсельхоз определил 9 направлений, в числе которых развитие производства масличных культур, в первую очередь сои и рапса, тепличных овощей, а также виноградарство и виноделие, мясное скотоводство, развитие тепличного хозяйства и др.
АПК