«Ъ»: экспорт удобрений станет драйвером роста перевалки в портах Балтики
Драйвером восстановления перевалки в портах Балтийского бассейна стал экспорт удобрений, на который, по экспертным оценкам, будет приходиться более четверти грузопотока уже в 2030 году. Погрузка удобрений действительно растет, и участники отрасли отмечают улучшение обстановки на железной дороге, но опасаются, что ситуация ухудшится, когда в регион вернутся уголь и контейнеры. Поэтому они призывают уже сейчас расширять подходы к портам. Грузоотправители, в свою очередь, просят гарантии вывоза, однако эксперты отмечают, что даже в случае их наличия, незыблемыми они считаться не могут.
Погрузка в адрес Балтийских портов к 2030 году вырастет на 30 млн тонн, до 167 млн тонн, следует из презентации, которую представил на конференции “Ъ” «Экспортный потенциал портов Балтики» замглавы правительства Ленобласти Дмитрий Ялов. «Номер один по вкладу в валовые результаты — это удобрения,— сказал господин Ялов.— Даже если взять объем реализуемых сейчас в европейской части России проектов — это 15 млн тонн — и белорусский транзит и предположить, что будет сохраняться доля Балтики в перевалке (сегодня 84% удобрений переваливается через Балтийский бассейн), то рост объемов на 16,6 млн тонн можно назвать достаточно консервативным».
В сообщении с портами Балтики погрузка удобрений в 2024 году выросла на 17,5%, до 31,6 млн тонн. Доля удобрений, составлявшая в 2021 году 9,8% в погрузке на этом направлении, увеличилась в 2024 году до 23% и вырастет к 2030 году до 26%, следует из презентации господина Ялова. К 2030 году, по этим прогнозам, погрузка достигнет 44 млн тонн, к 2040 году — 53,5 млн тонн.
С 2013 года экспорт удобрений вырос на 60%, до 42 млн тонн в 2024 году, говорит директор по логистике «Апатита» Андрей Шепель. Порты Северо-Запада, отмечает он, наиболее экономически обоснованный ход для отрасли. Гендиректор НТК Андрей Черников сообщил, что в следующем году НТК начнет поставки удобрений на терминал Port Favor в Усть-Луге. По его словам, за неполный год Port Favor перевалил 600 тыс. тонн аммиака, в перспективе рассчитывает выйти на 14 млн тонн в год, в том числе 1,5 млн тонн аммиака. Первый замгендиректора по стратегии и развитию ГК «Дело» Александр Иодчин сообщил, что входящая в группу «Глобал Портс» до 2022 года переваливала сотни тысяч тонн удобрений, в 2024 году — около 3,5 млн тонн, в этом году планирует перевалить около 5 млн тонн. Также он добавил, что в рамках планов по развитию терминала УЛКТ «Глобал Портс» планирует реализовывать программу по перевалке 6 млн тонн удобрений по контейнерной технологии.
удобрения