«Ъ»: новая версия стратегии низкоуглеродного развития амбициознее предыдущих


Минэкономики отправило на согласование в ведомства новую версию стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2050 года. Проект стал намного амбициознее представленных ранее — он, в частности, предполагает достижение углеродной нейтральности страны к 2060 году, выбирает приоритетом интенсивный сценарий, предполагающий снижение выбросов парниковых газов на 79% к 2050 году, и впервые связывает низкоуглеродную трансформацию в РФ с экономическим ростом. Эксперты положительно оценивают документ, призывая к его более подробной доработке, однако называют цели по повышению уровня поглощения парниковых газов труднодостижимыми.

Новый вариант стратегии социально-экономического развития РФ до 2050 года с низким уровнем выбросов парниковых газов был рассмотрен на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова 27 сентября и 30 сентября разослан на согласование в Минэнерго, Минпромторг и Минприроды (есть у “Ъ”). Также вчера стратегия обсуждалась на совещании президента Владимира Путина с членами правительства. Эта версия (уже третья, анализ предыдущих см. в “Ъ” от 23 марта 2020 года и 25 августа 2021 года) — самая амбициозная из всех, а из четырех сценариев прежних проектов в ней осталось только два: инерционный и целевой (интенсивный), который и предлагается как основной.

«Стратегия доработана по замечаниям профильных ведомств и правительства. В задачи целевого сценария мы закладываем обеспечение глобальной конкурентоспособности и устойчивого экономического роста России в условиях глобального энергоперехода. В инерционном — предполагаем сохранение текущей экономической модели, включая сохранение структуры энергобаланса»,— заявил вчера “Ъ” глава Минэкономики Максим Решетников.

Интенсивный сценарий предполагает рост выбросов до 2030 года лишь на 0,6% и их снижение на 79% от нынешнего уровня (и на 89% от уровня 1990 года) к 2050 году. Одновременно учтен и сильный рост поглощающей способности экосистем, в 2,2 раза (за счет мер в лесном и сельском хозяйстве), что, впрочем, ниже, чем в прежних версиях стратегии. Падение нефтегазового экспорта на уровне 2% в год в реальном выражении с 2030 года будет сопровождать рост ненефтегазовых поставок на 4,3% в год, а темпы роста экономики в 2030–2050 годах составят 3% и замедлятся до 2,7% к концу 2040-х годов. Достижение углеродной нейтральности РФ предполагается к 2060 году, но, возможно, и ранее. Среди мер снижения выбросов упомянуты углеродное ценообразование (система квотирования, внедрение нормативов, стимулирование низкоуглеродных технологий, корректировка НДПИ), развитие зеленого финансирования и поддержка распространения сертификатов происхождения энергии, а также развитие системы публичной нефинансовой отчетности. Реализация такого сценария потребует совокупных инвестиций в снижение выбросов в размере 1% ВВП в 2022–2030 годах и 1,5–2% ВВП в 2031–2050 годах.

В инерционном сценарии выбросы, напротив, растут на 8% к 2030 году и на 25% к 2050 году (от нынешнего) при неизменной поглощающей способности лесов. Совокупная чистая эмиссия парниковых газов в 2021–2050 годах в этом сценарии окажется выше, чем в ЕС (что противоречит президентскому поручению), углеродоемкость экономики РФ превысит среднемировые показатели к 2050 году, а углеродная нейтральность достигнута не будет. С 2027 года российскую экономику ожидает падение нефтегазовых доходов на 2,7% в год, не компенсированное расширением ненефтегазового экспорта, а рост ВВП в 2030–2050 годах составит 1,5% и к 2050 году замедлится до 1%.

Эксперты о новой версии стратегии отзываются крайне позитивно.

«С этим документом уже не стыдно ехать в Глазго в ноябре на конференцию ООН по климату»,— говорит руководитель программ «Климат и энергетика» «WWF России» Алексей Кокорин. Впрочем, эксперта смущают высокие показатели роста поглощения парниковых газов в интенсивном сценарии. «Цель по поглощению лесами выглядит труднодостижимой — за последние пять лет поглощение упало на 10% даже без учета пожаров лета 2021 года. Надо определиться с тем, как поставленные цели превратить в реальные действия и рост поглощения»,— говорит он. Глава «Центра энергоэффективности — XXI век» Игорь Башмаков, готовивший научно-исследовательскую работу для стратегии еще в 2019 году, также позитивно отзывается о новой версии, называя ее «здравой». «Хорошо, что в новый документ были включены и новые сектора экономики, в том числе обращение с отходами и сельское хозяйство», и важно, что «низкоуглеродная трансформация стимулирует экономический рост, а не тормозит его», отмечает он.

Глава комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Андрей Мельниченко, выступая вчера на климатическом форуме РСПП, назвал документ «достаточно сбалансированным», отметив, что «внимания требуют детали и расчеты». «Мы готовы в ближайшие пару месяцев активно работать вместе с правительством, чтобы в разбивке по конкретным отраслям выработать "меню" мер по декарбонизации, которое с минимальными затратами приведет к максимальным эффектам по сокращениям»,— заявил господин Мельниченко. Олег Плужников, возглавляющий климатическое направление в ТПП, также отмечает позитивные сдвиги в новом варианте, однако считает, что пока эта стратегия является скорее декларацией, требующей дальнейшей конкретизации и проработки.
 

Источник: "Коммерсант"

экология

615 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ОК

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
extenso
13 съезд союзмолоко
где маржа 10.02
ВИДЕО 5 мин
Упаковка до 28.01
ДЗЕН кв
МО 2021
ЮТЮБ
Подпишитесь на нашу рассылку
Новое Будущее


Аналитический центр Milknews
Дэйри теч 25 января
АГРОС 27 января
Дэйри теч 25 января
АГРОС 27 января