«Известия»: Минсельхоз намерен распределить между заводами квоты на производство сахара
Минсельхоз вместе с производителями начал работу по распределению объемов поставок сахара, заявили «Известиям» в ведомстве. У каждого завода теперь будет квота на изготовление и дальнейшую продажу товара рознице, уточнил источник издания на рынке. Новый подход позволит решить две задачи, уверены эксперты. Власти будут ясно понимать, каким производителям компенсировать затраты, — 5 рублей за 1 кг проданной по фиксированной цене продукции. Также подход поможет сгладить потенциальное напряжение в отношениях изготовителей и продавцов.
О том, что власти возьмут на себя контроль за поставками сахара, рассказали сразу два источника «Известий» на рынке. В пресс-службе Минсельхоза сообщили, что сейчас ведомство совместно с Союзроссахаром ведет работу «по распределению объемов поставок между производителями». Ранее ритейлеры уже проинформировали участников рынка о своих потребностях, добавили в министерстве.
— Участники рынка сахара работают с ритейлом как напрямую, так и через посредников, — пояснили «Известиям» в Минсельхозе. — При этом все участвующие в соглашении (о стабилизации цен. — «Известия») сахарные заводы выразили готовность заключить контракты для прямых поставок в торговые сети.
По словам источника «Известий» в отрасли, теперь между производителями распределяются квоты на изготовление сахара-песка. То есть предприятия будут ежемесячно вырабатывать конкретно тот объем продукции, который Минсельхоз установил адресно для них. Этот норматив складывался из двух составляющих: потребностей розницы на каждой конкретной территории и информации об объемах, которые предприятия вырабатывали до этого момента.
Собеседник издания подчеркнул: эта ситуация осложняется тем, что до сих пор предприятия не работали по такому принципу. То есть у них не было жестких рамок и планок по выработке продукции. Тем более на производительность компаний влияет много факторов, которые не зависят от заводов напрямую. К примеру, поставки сырья могут быть непостоянными или попросту отсутствовать.
По словам собеседника «Известий», ориентировочный план поставок сахара для всей страны Минсельхоз составлял на основе данных крупных федеральных и региональных сетей об их потребностях в продукции. Также учитывалось мнение местных властей, которые знают, какой объем нужен для несетевой розницы и малых торговых предприятий. Кроме того, ведомство учитывало данные о среднем ежегодном потреблении сахара на душу населения в РФ.
— Такие данные сети и власти могли представить оперативно — подобные расчеты они делали не первый раз, — сказал источник «Известий» в отрасли. — Так, в марте прошлого года, когда началась пандемия, ритейл и чиновники стремились понять свои потребности в социально значимой продукции, чтобы сделать необходимые запасы товаров с продолжительным сроком годности.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) «Известиям» сказали, что находятся в процессе согласования новых договоров. В Союзе производителей сахара на запрос не ответили. X5 retail group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), «Магните», «Ленте» и «Ашане» также не смогли оперативно ответить на вопросы «Известий».
Новую схему поставок сахара в розницу нельзя назвать простой для всех участников процесса, сказал «Известиям» глава Института конъюнктуры аграрных рынков Дмитрий Рылько.
— Теоретически можно предположить, что новая система распределения сахара позволит правительству доводить свои субсидии до производителей, — отметил он. — Так как Минсельхоз принимает участие в этой работе, то ему будет доступна вся информация о продажах товара по фиксированной цене. А значит, ведомство будет знать получателей субсидии.
Хотя некоторые достаточно важные вопросы всё же остаются, заметил эксперт. Например, до сих пор непонятно, что делать компаниям, если в перспективе у них кончится сахар, причем в тот момент, когда обязательства перед торговыми сетями еще не будут исполнены. Более того, у части производителей до момента распределения квоты уже были заключены договоры поставки с промышленными переработчиками. В итоге неясно, как компаниям нести ответственность перед всеми своими партнерами одновременно.
Директор Института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев сказал «Известиям»: можно предположить, что новая система частично скрепит неустойчивые отношения производителей и ритейлеров. Однако при этом он подчеркнул, что вряд ли директивное распределение поможет в перспективе решить проблему нехватки продукции на полке. Советский опыт показал, что это сложно сделать в условиях плановой экономики, напомнил эксперт.
продовольствие