Международный обзор: Индия
В последние 50 лет агропромышленный сектор Индии неуклонно растет, страна ежегодно увеличивает площадь орошаемых земель, наращивает использование высокопродуктивных семян и удобрений. Индия является мировым экспортером зерна, крупным производителем сельхозкультур. По объемам производства сельхозпродукции Индия занимает второе место в мире, по количеству поголовья КРС – первое, по объемам производства молока – третье. В рубрике "Международный обзор" Milknews изучил, как в стране развивается ситуация в молочном секторе.
Производство
По данным аналитического агентства Milknews, в 2016 году поголовья скота в Индии составляло 54,5 млн голов, годом ранее – 52,5 млн. По прогнозным оценкам USDA, в 2017 году численность коров будет составлять 56,5 млн. Производство молока в 2016 году составило 68 млн тонн, для сравнения – в 2015 году показатель составлял 64 млн тонн, в 2017 он может достигнуть 72 млн тонн. На душу населения в Индии доступно 337 грамм молока, по данным на Министерства сельского хозяйства Индии.
Государство активно поддерживает развитие молочного животноводства в стране и запускает федеральные программы. С 2014 года в стране действует Программа по поддержке разведения молочного скота. Кроме того, в стране работает единая схема регистрации коров и буйволов элитных пород. Основная цель схемы – это идентификация и мониторинг банка семенного материала для увеличения объемов производства молока и наращивания поголовья.
При этом, в основном производство молока в стране осуществляется в небольших хозяйствах населения, которым недоступны последние из современных технологий. Большинство аграриев в стране имеют относительно небольшое поголовье.
Переработка
Лидирующим переработчиком молока в Индии является кооператив Gujurat, который выпускает широкий ассортимент продукции под брендом Amul. Компания продает молочные продукты по всей территории страны и постоянно расширяет свое присутствие на местном рынке. На втором месте в списке крупнейших переработчиков страны компания Mother Dairy, далее – Nestle.
Сыр
Производство сыра в Индии в последние годы растет за счет увеличения числа платежеспособных представителей среднего класса. Самая большая доля на рынке сыра принадлежит кооперативу Gujart – 45%. В последние года компания уделять больше внимание развитию брендов, рекламе и наращиваю дистрибьютерской сети. Наиболее удачно чувствует себя на рынке бренд кооператива Amul – 41% от всего реализованного объема сыра в 2016 году. Категория сыра, по оценкам Euromonitor, продолжит уверено расти по 12% в год до 41 млрд индийский рупий в денежном выражении к 2021 году ($636 млн). Увеличению будет способствовать рост численности населения в стране.
Молоко
В Индии набирает популярность ультрапастеризованное молоко. Особенно этот тренд заметен в городах. Такое молоко представляется населению более безопасным с точки зрения гигиены и чистоты. Лидерами в категории являются кооператив Gujart и Nestle. Компании постоянно расширяют ассортиментную линейку, принимая во внимания предпочтение местных жителей – молоко с низким процентом жирности. Кооператив Gujut занимает на рынке питьевого молока 15% от общих объемов и продолжает наращивать присутствие за счет экспансии в небольшие города и поселения страны. Местные потребители в последние годы все больше отдают предпочтению пакетированному молоку.
Йогурты
Категория йогуртов набирает обороты в Индии, в 2016 году она выросла на 24% или 93 млрд рупий ($1,4 млрд). Это связано с переходом потребителей с развесной молочной продукции местного происхождения на упакованные йогурты, которые воспринимаются как более безопасные продукты для здоровья. Большинство жителей Индии предпочитает йогурты со сладкими вкусами, кроме того у местных есть привычка всегда заканчивать прием пищи чем-то сладким. Жители городов предпочитают в качестве десерта йогурты как полезную альтернативу продуктов с сахаром. Основную долю в категории также занимает кооператив Gujarat – 18% в объемах. Эксперты ожидают, что категория продолжит расти двузначными цифрами из-за набирающего популярность сегмента йогуртов с пробиотиками среди жителей городов.
Прочая молочная продукция
На северо-востоке Индии остается очень популярным сгущенное молоко из-за нехватки сырого молока для производства свежих молочных продуктов. В 2016 году физические объемы категории выросли еще на 8%, по данным Euromonitor. Лидером в категории является Nestle, компании принадлежит 47% рынка прочих молочных продуктов в Индии в натуральном выражении. До 2021 года сегмент может вырасти еще на 2%. Этому способствует рост доходов населения страны, а также привычка жителей готовить десерты, куда входит сгущенное молоко, дома.