Международный обзор: Турция
Турция является торговым партнером России и с 2016 года импортирует на отечественный рынок молочные продукты. С глобальной точки зрения молочный рынок Турции имеет скромные успехи, если сравнивать ее с такими гигантами, как США или Новая Зеландия. Однако в целом молочный сектор здесь чувствует себя неплохо: экспорт продукции более чем в два раза превышает импорт. В новом выпуске "Международного обзора" подробнее рассмотрим турецкий рынок.
Производство
Производство молока в Турции составляет 18,5 млн тонн, из которого 16,8 млн тонн производит крупный рогатый скот. Товарное коровье молоко из общего объема составляет только 9,2 млн тонн или 54,9%. Такую оценку дает информационное агентство Milknews.
Поголовье скота в Турции составляет 25,2 тыс голов, из которых коровы - только 5,4 тыс. Для сравнения - буйволов насчитывается 63 тыс.
Переработка
Турция не относится к крупнейшим импортерам молочной продукции. В пересчете на молоко страна завозит 0,4 млн тонн продукции. В основном Турция импортирует сливочное масло, оно составляет 97% от всего объема поставок. Масло Турция завозит из Новой Зеландии, Ирландии, Швейцарии, Бельгии, Украины и Польши. Наибольший объем поставок приходится на Новую Зеландию – 33%. Другой широко импортируемой категорией является сыр. Но с сырами ситуация не такая однозначная: 53% поставок приходится на так называемую зону свободной торговли, то есть на территории внутри границ страны. 14% сыров идут из Ирландии, 13% - из Великобритании, 5% - из Новой Зеландии.
На экспорт Турция отдает 1,1 млн тонн продукции в пересчете на молоко. Экспортные поставки разделены на состовлящие и представлены следующим образом: СОМ, 36%, сыр, 36%, и сухая сыворотка, 22%. Турция с 2016 года экспортирует в Россию, на наш рынок идет 20% всех отгрузок СОМ. Оставшиеся объемы распределены между Бангладешем (14%), Пакистаном (13%), Египтом (11%), Сирией (8%), и Ираком (7%).
Сыры Турция поставляет в Саудовскую Аравию (30% от всего объема), Ирак (30%), Кувейт (8%), ОАЭ (7%). Сыворотку - в Японию (20%), Египет (17%), Бангладеш (11%), Пакистан (10%), Сингапур (5%), Филиппины (5%). В 2016 году поставки сыворотки из Турции в Сингапур выросли в 5 раз.
Одним из крупнейших игроков на молочном рынке в Турции является компания BIM Birlesik Magazacilik AS. В 2015 году доля компании в сегменте сыра составляла 19%, в 2016 году – уже 21%. В сегменте питьевого молока BIM принадлежит доля в 31%, 20% приходится на другого игрока – компанию Pinar Süt Mamülleri Sanayii AS. В йогуртах лидерство сохраняется за BIM с долей в 34%.
На внутреннем рынке сохраняется большое влияние непромышленного сектора. Местные жители продолжают активно покупать молочные продукты на базарах, в частности, сыр. Йогурты многие турки делают дома.