Эконива семена

«Ашан» сделает акцент на компактных форматах


Ритейлер "Ашан", крупнейший оператор гипермаркетов на российском рынке, продолжает верить в будущее "больших коробок", но будет диверсифицировать бизнес, акцентируясь на небольших форматах и развивая интернет-торговлю.

В 2015 году "Ашан" открыл первые магазины "у дома" в России, а позже начал обновление практически всех форматов, переводя их под единый бренд "Ашан". С сентября компания сменила руководство российского подразделения: на пост президента был назначен Франсуа Реми, руководивший Auchan в Люксембурге и Румынии.

"За 15 лет в России "Ашан" преуспел, это действительно история большого успеха. И мой вызов заключается в том, чтобы продолжить эту историю. Сейчас мы мультиформатная компания, которая обращена к клиентам, с единым брендом "Ашан". Мы сейчас начали digital-трансформацию, у нас есть все преимущества, чтобы продолжить развитие", - сказал Ф.Реми журналистам.

"Ашан" сильно изменился и модернизировался, если сравнивать "исторический формат", как, например, гипермаркет в Мытищах, и новый флагманский супермаркет на Тверской улице в Москве, уверен Ф.Реми. "Я считаю, что магазин на Тверской - очень хороший этап, мы на правильной дороге. Нужно модернизироваться, применять цифровые технологии, продолжать усиливать предложение, не теряя имидж дискаунтера", - сказал он.

Формат больших гипермаркетов очень хорошо адаптирован для новых для компании стран, считает гендиректор Auchan Retail International Вилельм Убнер. "15 лет назад это была очень хорошая модель для России, это и сейчас хорошо адаптированный формат для новых стран, например, для Румынии. И мы знаем, что всякий раз, когда приходишь в страну, где нет такого формата, он пользуется популярностью, потому что это очень большая инновация. А в странах, которые обретают некую зрелость, как, например, Россия, мы видим, что рост товарооборота в этих странах нам дается уже сложнее, потому что города увеличиваются, растет концентрация населения, становится тяжелее перемещаться на машине. Трафик по МКАДу 15 лет назад был поменьше", - отметил глава компании.

"Было просто, сейчас сложнее. Мы видим, что магазины "у дома" - это тот формат, который нужно развивать. Второе - развивается интернет-торговля, прежде всего, речь идет о непродовольственных товарах. И в наших больших магазинах тоже много непродовольственных товаров. Нам нужно создать новый гипермаркет, новый клиентский опыт, мы работаем сейчас над этим. Но наша задача - не уменьшать площадь. Никто в Москве не жалуется на размер магазинов "Икеа" - заявил В.Убнер.

В больших форматах "Ашан" собирается улучшать уровень обслуживания, развивать предложение товаров, в частности, увеличивать предложение свежих продуктов. "Чтобы предлагать свежие и интересные продукты, нужно развивать мастер-классы, ставить где-то кухни, то есть продавать по-другому. Я думаю, что когда-то можно будет представить, что мы наши свежие продукты будем доставлять клиентам. Нам нужно придумать другую жизнь и другой формат для гипермаркетов, и мы декларируем это во многих странах, где "Ашан" присутствует", - сказал он.

По его словам, одним из способов повысить привлекательность магазинов может стать развитие концепции shop in shop, но если владельцем концепта будет сам "Ашан". У компании есть четыре глобальные марки - Actuel (товары для дома), In Extenso (текстиль), Qilive (бытовая техника) и Cosmia (косметика).

"Вокруг каждой марки мы будем создавать концепт, мы начинаем это развивать. Таким образом, у нас предложение внутри магазина поменяется. Эти марки и товары создаются как целая большая концепция, и мы, в таком случае, становимся похожи на "Икею" или "Декатлон", - заявил В.Убнер.

"Ашан" продолжит развивать формат гипермаркетов, но во многом сосредоточится на развитии магазинов "у дома", сказал Ф.Реми. "Все варианты совершения покупок для нас важны, но особенный акцент мы сделаем на развитии форматов "у дома", их вклад в выручку будет увеличиваться. Как я говорил, для нас формат гипермаркетов остается очень важным в России. Мы будем развивать новые концепты внутри гипермаркетов, будем работать над клиентским опытом совершения покупок, над предложением", - добавил он.

Российский конкурент "Ашана" - ритейлер "Лента", чьим основным форматом являются гипермаркеты, - также стремится к мультиформатности. В этом году компания впервые откроет больше супермаркетов, чем гипермаркетов, а ее долгосрочная стратегия - войти в тройку крупнейших мультиформатных продовольственных ритейлеров России и стать крупнейшей сетью гипермаркетов по объему выручки. Сейчас тройку лидеров на российском рынки ритейла замыкает "Ашан", однако он заметно уступает "Магниту" (MOEX: MGNT) и Х5, чьи продажи в прошлом году превысили триллион рублей.

Из данных системы "СПАРК-Интерфакс" следует, что общая выручка ООО "Ашан" в 2016 году снизилась впервые с момента его выхода на российский рынок в 2012 году - на 3,2%, до 333,1 млрд с 344,2 млрд рублей в 2015 году. Выручка "Ленты", по ее собственным данным, в прошлом году выросла на 21,2%, до 306,4 млрд рублей.

"Аутсайдер всегда ищет, как бы ему победить того, кто впереди. Глядя в зеркало заднего вида, мы видим, что они приближаются. Но мы будем вам говорить в ближайшие месяцы и годы, что нам достаточно комфортно в той позиции, на которой мы находимся. Действительно, "Лента" за последние три-четыре года очень сильно развивалась. Но нужно посмотреть на это четвертое место (в этом году "Лента" обогнала "Дикси" по размеру выручки и вышла на четвертое место - ИФ), а рядом поставить размер задолженности. Для того чтобы продолжать развиваться, нужно следить за уровнем задолженности бизнеса. Мы сейчас, находясь в периоде кризиса, были очень осторожны, мы продолжали инвестировать, но очень аккуратно смотрели за нашим управлением. Посмотрим, как "Лента" может дальше ускоряться", - сказал В.Убнер.

"Быть на подиуме ритейла - это задача, которая у нас есть в любой стране присутствия. Потому что когда ты в Олимпийских играх участвуешь, тебе хочется взойти на пьедестал. Нам важно быть на подиуме, потому что важно влияние, которое есть у бренда, также важна наша закупочная сила. Но наше соревнование - за качество, потому что благодаря этому подходу мы останемся здесь через 10 лет. Нам не нужно быть первыми ради того, чтобы быть первыми. Мы хотим быть на пьедестале почета, имея высокий уровень качества", - отметил он.

Сейчас компания находится в периоде консолидации, работает над улучшением коммерческой модели, диверсифицирует форматы, инвестирует в диджитализацию. Все это, а также недавнее открытие собственного производства и запуск крупного распределительного комплекса, позволит компании ускориться. "Когда ты развиваешься, нужно уметь делать паузы в этом развитии. Мы в 2012 году купили Real, а для нас это вчера было. А до этого купили "Рамстор". То есть нам надо сделать паузу, чтобы упрочить основы", - сказал В.Убнер.

Планы по экспансии на российском рынке в следующем году "Ашан" пока не озвучивает, отмечая, что темпы будут зависеть от наличия подходящих площадок. "Единственное, что мы знаем - мы будем открывать магазины во всех форматах. В 2017 и особенно в 2018 году мы усилим развитие", - заявил Ф.Реми.

"Первая цель - это все-таки не размер, это качество, качество обслуживания, взаимоотношения с клиентами и работа с нашими сотрудниками. Мы в России за 15 лет выросли до 42 тыс. человек, это очень быстро, это выдающийся результат. Мы всегда говорили, что нам нужно в два раза увеличивать размер предприятия примерно один раз примерно в шесть-семь лет, что мы и сделали. Когда я приехал в 2010 году в Россию, нас было 20 тыс. То есть возможно, что я Франсуа поставлю цель через семь лет в два раза увеличить компанию, здесь есть потенциал для этого, ситуация не такая, как во Франции, рынок не так насыщен. С точки зрения торговли очень многое можно сделать и в регионах, и в небольших городах, и это определенный вызов. Но цель номер один - качество, а потом количество: качество сегодня превратится в количество завтра", - заявил В.Убнер.

"Понятно, что если мы увеличиваем количество сотрудников в два раза, то увеличивается вся деятельность компании минимум в два раза", - добавил он.

"Ашан" - крупнейший по выручке игрок в сегменте гипермаркетов и третий среди ритейлеров, работающих в России. Российский рынок является третьим по выручке для Auchan и входит в тройку ключевых рынков наряду с Францией и Китаем.

Компания работает в 17 странах, ее глобальная выручка в прошлом году составила 51,7 млрд евро (снижение на 1,9% по сравнению с 2015 годом). 66% выручки приносят магазины за пределами Франции. Операционная прибыль сократилась на 6,9% - до 888 млн евро.

В России выручка ритейлера в прошлом году снизилась (динамику компания не раскрывает) на фоне значительного сокращения покупательской способности населения.

В 2018 году динамика продаж в сопоставимых магазинах ритейлера в России может вернуться к росту, рассчитывает В.Убнер. "Все-таки российская экономика дает нам какие-то позитивные сигналы, ВВП увеличивается, я надеюсь, мы можем сказать, что кризис позади. Даже несмотря на то, что цена на нефть "прыгает", а российская экономика остается завязанной на нефть, все-таки ситуация выравнивается. Мы видим, что некоторые индикаторы, которые находились в красной зоне, оранжевой, желтой, сейчас переходят уже в зеленую", - отметил он.

Источник: "Интерфакс"    

1817 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ДЗЕН

Комментарии
extenso
ЮТЮБ
Deiry Business

Господдержка
MAP 17 мая
Подпишитесь на нашу рассылку
РЕЙТИНГ СЫРОВ


Аналитический центр Milknews
Распаковка
Питание детей 17 июня
Распаковка
Питание детей 17 июня