Текстовая трансляция: XII Съезд Национального союза производителей молока
Дорогие друзья, основная часть закончилась. Спасибо за внимание!
Артем Белов: если нет возражений, членами правления Союзмолоко становятся компания "Ренна" и TetraPak.
Более 20 компаний стали нашими новыми членами. Хотим вручить дипломы о членстве представителям компаний, которые присутствуют в зале: Игорь Елисеенко "Союзмолоко Сибирь", ООО "Зинпро Интернейшнл", OOO "Ингениум".
Джамбулат Хатуов: Коллеги, успешного года!
Оксана Лут: Я уверена, что мы сможем развивать молочную отрасль вместе. У нас классная, вкусная отрасль!
Штефан Дюрр: Спасио что не побоялись приехать. Спасибо Минсельхозу, коллегам, нашей дирекции.
Планы на 2021 год: маркировка, господдержка (особое внимание - капексы), экология (классы опасности и парниковые газы), техрегулирование, расширение базы членов союза, спецпроект с идентификацией животных. Также будем работать по продвижению категории, проверкам, в том числе в регионах.
В 2020 году Союзмолоко активно работал с региональными союзами, приняли ряд новых членов. Планы на 2021 год - создание новых региональных союзов. Сильные лоббисты в регионах это важная история, чтобы защищать интересы отрасли.
Подготовили 36 аналитических отчетовЮ 7600 публикаций с охватом 220 млн человек. Провели 6 заседаний правления, 19 исполнительных комитетовЮ 36 встреч рабочих групп, 9 ондайн-мероприятий со Сбером, ЕЭК, РЖД и т.д.
Артем Белов: Союзмолоко занимается вопросами, связанными с защитой интересов переработчиков.
Главные итоги 2020 года: сохранение объемов господдержки (33 млрд рублей), всех направлений, даже субсидии на литр. Появились новые направления - переработка, навозохранилища, зарплаты, ГСМ и т.д. Обсуждаются капексы и лизинг на маркировку и т.д.
Маркировка: минимизированы инвестиционные затраты, приняты комфортные переходные периоды. Важно, что из под поштучной прослеживаемости был выведен скоропорт. Для остальной продукции даны три года, чтобы наладить систему.
Антикризисные меры: 19 членов союзы вошли 19 молочных компаний, но АПК была не самой пострадавшей отраслью. Были пролонгированы короткие и инвестиционные кредиты, увеличися лимит по краткосрочных кредитов (до 1,2 млрд рублей).
Экология: исключены молочные предприятия в содоотведением из I категории опасности. Это было очень дорогостоящая история, и результат для отрасли хороший. Была проведена работа по измененению принципов регулирования навоза.
Техрегулирование: изменения в ТР ТС 33, 21, 22. Изменения в ТР ТС 21 в части антибиотиков: они разработаны, нужно согласовать и внести.
Экспорт: открытие новых рынков, в т. ч. КНР по биржевым товарам. Разработаны экспортные гилы - 4 разработаны, 5 в работе. Программа продвижения молочной продукции на китайском рынке. Изменение принципа субсидирования логистики - уключение "морского плчеча".
Оперативнеы задачи - въезд иностранных специалистов, изменения в ФЗ "О семеноводстве", программа с AWR по повышению производительности труда, активно работали рабочие группы Меркурий/жировой баланс, техрегулирование.
Вопрос: Марина Балабанова, "Данон". Мы видим, как хорошо пошла история с разделением молочной полки, как идет работа над регулированием растительных аналогов? Мы хотим, чтобы терминология была приведена в соответствии с международными нормами.
Оксана Лут: Мы пытались в прошлом году вывести ЗМЖ из ТР 33, но мы не одни. Мы это поддерживаем, но если Союзмолоко может отработать, чтобы бизнес всех стран ЕАЭС был "за" - дело пойдет. Если наши коллеги будут против, то ничего не получится.
Блок вопрос-ответ закончился.
Вопрос: Продолжается работа над изменениями в ТР 21. До сих пор есть много проблем с остаточными следами антибиотиков. Но закон не затрагивает проблему накопления остаточных веществ. Предложение - мы хотим снять противоречия с ЕАЭС, предлагаем разработать модуль к Меркурию, который будет учитывать преператы, которые вообще не используются и тестирование на которые избыточно.
Россельхознадзор: В ЕЭК проходит заседания по этим вопросам. Мы призываем принять четкий порядок регистрации ветпрепаратов.
Игорь Елисеенко, Союзмолоко Сибирь: Новосибирская область производит 1700 т молока в сутки, но есть проблема - нет переработки, вывозим в соседние регионы - Кемерово, Алтай, Томск. Но у них разный статус по ветблагополучию. Летом многие наши производители остались "вне закона", нельзя было возить сырье на переработу в соседние регионы. Это колоссальные затраты. Как решится вопрос с эпизоотической безопасностью у разных регионов?
Россельхознадзор: Этот вопрос обсуждаем более двух лет. Мы экспортоориентированная страна, поэтому должны соответствовать международным требованиям. Мы выполняем их. Сейчас мы меняем регионализацию, чтобы большинство регионов были со свободным перемещением. В мае надеюсь будет совсем другая ситуация, после принятия соглашений с МЭБом.
Джамбулат Хатуов: у нас до мая будет очень трудный период, надеемся на положительные результаты соглашения с МЭБ. Дисциплина на предприятиях по эпизоотике - это задача номер один. В ряде субъектов ветеринары расслабились, это плохо. Не выполняются элементарные ветеринарные требования. С 10 субъектами мы будем вести жесточайший разговор по этому поводу. Обращаюсь к региональным министрам - только о нас зависит, будут ли у нас в регионах ЧП по эпизоотике.
Вопрос: хотим заключения соглашения между региональными властями и ЦРПТ, чтобы был доступ к информации.
Оксана Лут: через год пока информации из "Честного знака" пока не будет. ЦРПТ предоставляет власти информацию. Можно заключить соглашения с регионами, но не по конкретным компаниям, потому что это коммерческая тайна. Этот год будет не релевантен в плане получения информации из "Честного знака". У нас будет бесплатная информация из "Честного знака" для участников рынка. Мы начнем в этом году работу по жиру-белку в "Меркурии".
Артем Белов: У нас есть вопрос по доступности информации из Меркурия.
Татьяна Обухова: Сейчас РСХН хочет внедрить жиро-белковый баланс в Меркурии. Какая методика подсчета будет, на каком этапе проект? Может РСХН поделится данными с бизнесом?
Россельхознадзор: Мы находимся на начальной стадии по балансу. Хотим начать диалог с бизнесом. Есть понимание процесса, внедрять будем с вами. Тестируем аналитические модули сейчас, 12 из них можем передать для аналитики, понимания бизнесом процессов.
Молочный союз Ленобласти: Спасибо за поддержку. На наш взгляд надо активизировать институт породных ассоциаций. Генетику мы пока продавать не может. Нужно независимые генетические лаборатории перезагрузить. Нужно дать толчок идентификации животных, чтобы понимать ,что у нас за животные. Мы завозим животных из-за рубежа, можно ли расширить поддержку на это?
Хатуов: Мы проведем анализ региональных субсидий. Ваши инициативу мы обсудим. В племенной работе мы двигаемся, но медленно. Минсельхоз создаст информационно-аналитическую систему в племенном животноводстве. Мы продлили нулевую ставку НДС на ввоз импортного скота.
Вопрос: По поводу инструментов сдерживания себестоимости. У нас снижаются лимиты по оборотным кредитам. Просим вернуться к лимиту 1,2 млрд рублей на одного заемщика. Можно ли субсидировать приобретение кормов, которые очень подорожали. Мы пользовались погектарной поддержкой на производство кормов, но потом она стала доступной только малым предприятиям, можно ли вернуть?
Хатуов: Нужно работать над себестоимостью. За счет новых инвестпроектов мы приросли на 350 тыс. т. Задача - сохранить инвестпривлекатьность молочной отрасли. Что касается себестоимости - это особая проблема для средних и малых предприятий. Наша себестоимость с белорусской, конечно, не сравниться. Задача - выйти на более высокую цену нашей продукции. Вся наша себестоимость проходить призму объективного и субъективного понимания.
По поводу лимита - надо исходить из бюджета. Просто деньги уходят на поддержку кормов, например. Поэтому мы считаем, что лимит в 1 млрд позволяет вполне нормально работать в отрасли.
Погектарная поддержка - была фермерская история, вы к ней отношения не имеете.
Мы должны понимать - слава богу, то, что есть поддержка такая, какая есть.
65% поставки кормовых ингердиентов осуществляют трейдеры.
Себестоимость должна быть эффективной, резервы на это есть.
Савентия: Сейчас многие переработчики, в частности сыровары, находятся в инвестиционной фазе. В 2020 году увеличился импорт сыров, в том числе из Белорусси. Разница в закупочных ценах доходит до 30%. Белорусы поэтому делают промо до 50%. Для наших производителей это нереально, мы теряем место на полках. Можно ли защитить российских производителей?
Дмитрий Патрушев: Белорусское молоко всегда конкурировало с нашей. Они добились успехов и их экспансия на наш рынок понятна. Мы принимаем разные меры, но должны понимать, что не достигли уровня продбезопасности по молоку, поэтому привлекаем Белоруссию чтобы не было дефицита.
У нас только недавно после введения "Меркурия" перестали изменяться цены на молоко. Последние годы цена стабилизировалась, работа с производством молочной продукции стала удобоваримой. У нас конкурентный рынок, и закрыть Белоруссию совсем нельзя. Но фальсификат мы максимально убираем. Пока мы не достигнем показателей Доктрины, будем подписывать балансы. Всего доброго, до свидания!
Андрей Шутов, "Комос Групп": мы были первыми, кто поставил молочную продукцию в Китай, на той неделе отправили первый контейнер в США. всего экспортируем в 7 стран мира. В 2021 году хотим экспортировать 1300 тонн. Это непростая задача. Спасибо Агроэкспорту и Россельхознадзору. Хотим, чтобы все экспортные требования стран были переведены и выложены в единое информполе. Нам выделяли региональные гранты, что наши площадки соответствовали экспортным требованиям. Вопрос с транспортной логистикой - очень дорогая. Сейчас компенсируется часть стоимости доставки до границ, хотели бы компенсации затрат доставки до точки назначения.
У нас финансируются капексы на 25% для экспортных производств. Хотелось бы включить молочную отрасль в эту меру поддержки. Это важно например для сыворотки.
Наши предложения - убрать ограничения по объемам для поддержки.
Дмитрий Патрушев: многие меры, о которых вы сказали, находятся на итоговой стадии согласования, в том числе по доставке до пункта назначения.
При получении 1 рубля кредитных средств, надо показать 61 копейку вместо 4 рублей - это тоже будет сделано.
Смотря на количество бюджетных средств, будем выбирать предпочтительные меры поддержки.
Пискаревский молзавод: Поддержка всей молочной отрасли в 2020 году была 28 млрд, а затраты на маркировку 12-20 млрд. Получается, всю поддержку потратим на коды. Предлагаем цену кода снизить с 60 копеек до 6 копеек. Эти деньги нужны всем. Второй вопрос - рост производства молока должен сопровождаться ростом продаж. Все полки заполненыю Мы должны освобождать полки от суррогата. Мы считаем, что Минсельхоз должен сокращать количество суррогата на полках. Надо следить за суррогатов в социальной сфере, сокращать завоз в страну пальмового масла, иначе все меры поддержки на производство молока будут неэффективными.
Дмитрий Патрушев: работа над борьбой с контрафактом ведется, его количество снижается. Для этого был введен "Меркурий". Мы проведем разъянительную работу. Вопросы про снижение цены кода - обсуждались уже. ЦРПТ говорит, что 60 копеек - это себестоимость без всяких накруток. Мы еще раз глубоко проанализируем этот вопрос. Я попрошу Мантурова, чтоб он "раскрыл карты" и показал, как формируется себестоимость, чтоб молочники понимали, куда идут деньги.
Артем Белов: Молочная отрасль в этом году стокнется с маркировкой в полный рост. Спасибо за поддержку от Минсельхоза, но несмотря на договоренности с ЦРПТ, инвестзатраты отрасли составят12 млрд рублей в год. Вопрос - можно ли рассмотреть доп меры поддержки на затраты на маркировку?
Дмитрий Патрушев: Существующие меры, которые мы ввели, это уже позитивно, которые позволят снизить нагрузку на отрасль - это инвесткредиты и короткие кредиты на коды. Мы направили сови предложения в Првительство, чтоб можно было компенсировать затраты на приобретение оборудования для маркировки, те же "капексы". Либо мы компенсируем затраты для строительство молочных комплексов, либо на оборудование для маркировки - на все денег не хватит. Давайте работать вместе. Но Минсельхоз письмо в Правительство написал про поддержку в плане маркировки.
Начинается сессия вопросов-ответов.
Штефан Дюрр: Дмитрий Николаевич, вы говорили, что 2021 год будет последним годом "капексов". Можно ли рассчитывать на их продление? Многие инвесторы беспокоются. Особенно те, кто приходит извне в отрасль.
Дмитрий Патрушев: я знаю, что это важная тема. Отрасль смогла так развиться, в том числе и благодаря "капексам". "Капексы" - это та история, которая поддерживалась, но вызывала вопросы финансистов. Этот инструмент в Правительстве активно обсуждается, многие говорят, что есть более действенные способы поддержки. В этом году мы постараемся согласовать с финансистами этот вопрос. Но надо так подходить к бизнесу, чтоб пользоваться другими инструментами. Я заверяю, что мы от себя приложим все усилия, чтоб и дальше распространять "капексы".
Я бы рассчитывал в работе с банками и на "капексы" и на их отсутствие. Банки должны быть уверены, что и без них у вас все будет хорошо. "Капексы" - это бонусы. Мы будем бороться за то, чтобы "капексы" были, но наши возможности, в том числе и финансовые, ограничены. Давайте работать над этим вместе.
Обсуждаем включение переработки в стимулирующую субсидию.
Оксана Лут: Молочная отрасль - одна из наших любимых отраслей. Прошлый год был для АПК и отрасли неплохим. Этот год будет сложнее. В этом году будет введена маркировка - Минсельхоз несет ответственность за молочную отрасль в этом отношении. Не подведите нас. Мы регулярно будем проводить мониторинг ситуации с регионами. Спасибо Союзмолоко, что помогает нам. Благодаря его работе были смягчены изначально жесткие требования к маркировке. У каждого будет свое решение маркировки, мы будем подключаться по каждому предприятия, решать вопрос и проблемы. В том числе и с типографиями. Надо понимать, что если кто-то не будет готов к 1 июня, его место займет другой. В том числе и белорусские производители, которые уже готовы к маркировке.
Набор инструментов для поддержки отрасли многие считают излишним, но мы должны все сохранить. У нас есть большие резервы увеличения кормовой базы. Мы будем работать над этим.
Джамбулат Хатуов: 4 года назад мы говорили о динамике роста товарного молока, сегодня длагодаря поддержке все получилось. Спасибо региональным министрам, инвесторам, всем, кто обеспечил высокие показатели в молочной отрасли. Основная задача - надо наращивать производство в КФХ. Важным является селекционно-генетическая работа. Точками нашего роста является маржинальность производства и сотрудничество с переработчиками. Перемещение молока на тысячи километров - это не лучшая история. Наше ремонтное стадо и новые площадки комплектуются российским материалом. Ежегодно мы вывозим около 60 тыс. голов из-за рубежа, это тоже нужно.
Самообеспеченность должна составлять не менее 90%, в 2020 году будет 84,1%. Молочники имеют широкий доступ к господдержке, в 2020 году она составила 28,3 млрд рублей. Сохранены меры поддержки и в 2021 году. Расширены направления льготных кредитов - для закупки зерна, премиксов. С феврался вводится пошлина на ввоз рапса и соевых бобов, это окажет положительное влияние на рынок. Нужно не допускать скачков цен на молоко.
Минсельхоз разработал дополнительные меры господдержки отрасли в связи с маркировкой - льготные кредиты на покупку оборудования, лизинг для молочных компаний. Коллеги, подготовьтесь к маркировке. Нельзя допустить оставновки производства. Желаю вам продуктивной работы, а отрасли - позитивных результатов в 2021 году.
Дмитрий Патрушев (удаленно): В 2020 году из-за пандемии мир столкнулся с вызовами, но молочная отрасль была на высоте. Спасибо бизнесу, работников АПК за тот вклад, который они вносят в общее дело. Объем производства молока превысил 30 млн тонн - это лучший результат за последнии 10 лет. Рекордно увеличились надои. В 2021 году надеемся на рост производства молока, в том числе за счет кормовой базы, информационных технологий, использования генетического потенциала. Совместно с Минобрнауки мы ведем работу по улучшению генетического потенциала скота молочных пород.
По итогам 2020 года ожидается рост мороженого, сыров. Все это позволяет развивать экспортный потенциал. Экспорт в 2020 году составил 300 млн долларов, на 12% выше предыдыущего года. Минсельхоз в 2020 году открыл Японию, Вьетнам, Саудовскую Аравию для российского молока, для сухого молока был открыт Китай.
Штефан Дюрр: 2020 год был достаточно интересным. Мы решили вопросы с маркировкой, навозом, классами опасности. Мы понимаем, что себестоимость сырого молока выросла, выросли цены на корма, просел рубль, покупательская способность населения не выросла. Спасибо Правительству, что выделили деньги населению, что поддержало спрос, ч том числе и молоко. В следующем году надеемся на дальнейшую поддержку области, субсидии, чтобы снизить себестоимость производства молока. Со своей стороны тоже обещаем работать над этим.
Сегодня у нас работает 13 региональных союзов. Только через них мы можем эффективно работать с производителями, в том числе малыми. Надеемся, что в 2021 году к нам присоединятся еще несколько регионов.
Артем Белов, генеральный директор Союзмолоко: Приветствую вас, дорогие друзья! Сегодня мы обсудим итоги молочной отрасли в 2020 году и планы на 2021-й.
Доброе утро, друзья! Приветствуем вас на нашей трансляции XII съезда Союзмолоко! Все гости прибыли, начнем буквально через пару минут.
текстовая трансляция