Коронавирус остановил рост спроса на органику в РФ, но падения не ожидается - эксперт
Компания "АгриВолга", один из ведущих производителей органических продуктов питания, фиксирует остановку роста спроса на продукцию, но его снижения не ожидает и прогнозирует постепенное восстановление.
"В начале 2020 года, когда в России начал действовать закон об органическом производстве, увеличение спроса пошло. Люди начали понимать, что органика - это всерьез и надолго, что это имеет под собой уже и законодательную основу, что это можно подтвердить на научном уровне. Но кризис внес свои коррективы. Сейчас мы находимся на стабильном объеме производства", - заявила генеральный директор агрохолдинга Елена Яшаева, слова которой приводятся в пресс-релизе компании.
"Сейчас все 40% органического сырья, который выпускает наш завод из общего количества молочной продукции, стопроцентно востребовано", - добавила она.
Мощности перерабатывающего завода холдинга рассчитаны примерно на 20 тонн переработки молока в сутки. Сейчас он перерабатывает 13-15 тонн молока, до 40% которого приходится на органику.
"Допускаю, что спрос на органику не упадет, но и не будет расти так, как мы это ожидали", - заявила Яшаева, уточнив, что "органическое производство направлено на потребителя с достатком средним и выше среднего".
По ее словам, если коронавирус не сильно ударит по достатку тех людей, которые стремятся к здоровому образу жизни, то спрос будет расти, соответственно, будут увеличиваться и объемы производства.
Вместе с тем Яшаева считает, что производители органической продукции по мерам господдержки должны быть в равных условиях с представителями классического сельского хозяйства. "Во-первых, нужно дать дотации производителям органики на сертификацию. В классике сертификации нет, а в органике есть, поэтому будет честно выровнять существование этих разных типов сельского хозяйства, - сказала она. - Сертификация - затратная процедура, поэтому не только уже существующим, но и новым органическим компаниям, которые только входят в этот рынок, непросто осилить эти затраты".
"Во-вторых, в классике есть дотации на покупку химических удобрений. Надо дать органикам дотации на закупку биопрепаратов и биоудобрений, - заявила глава агрохолдинга. - Кроме того, необходима так называемая погектарная поддержка, особенно в период конверсии. Ее надо увеличивать в 3-5 раз по сравнению с классической поддержкой для предприятий, которые захотели перейти от классического сельского хозяйства в органическое и вошли в переходный период, который занимает три года".
Как пояснила Яшаева, в Германии, например, в первый год такого конверсионного периода дотация составляет около 500 евро на гектар земли, во второй год - 300 с небольшим евро, в третий год - 200 с небольшим евро.
"Еще одна нужная поддержка - это дотации на литр молока. Ведь когда предприятие переходит в конверсию и начинает производить органическое молоко, у него на 30% падают надои, и расходы надо компенсировать. Поддержка в течение трех лет должна быть в три раза выше, чем в классическом сельском хозяйстве", - заявила она.
Холдинг "АгриВолга" создан группой "Агранта" Сергея Бачина. Выпускает органические продукты по принципу "от поля до прилавка" под брендами "Углече Поле" и "Из Углича". Компания имеет свои молочные и мясные фермы и перерабатывающие заводы.
По данным "СПАРК-Интерфакс", ООО "АгриВолга" зарегистрировано в июне 2007 года в Угличе Ярославской области. 25,19% уставного каптала принадлежит ООО "Волга Инвест", 24,94% - ООО "Органик Проект", 24,93% - ООО "Взморье", 23,37% - ООО "Капитал", 1,57% - ООО "Агранта".
Закон об органической продукции вступил в силу в РФ с 1 января 2020 года. Реестр производителей органической продукции появился на сайте Минсельхоза РФ с 1 февраля 2020 года. В реестр попадают те производители органики, которые получили официальный российский сертификат.
АПК