В Совете Федерации обсудили способы борьбы с фальсификатом органики
Спикеры Совфеда совместно с представителями федеральных и региональных органов исполнительной власти и экспертного сообщества обсудили недопустимость присутствия на полках псевдо-органической продукции, не прошедшей сертификацию по установленным законом национальным стандартам.
Первый зампредседателя Комитета СФ РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин отметил, что развитию торговли мешает наличие фальсификата на полках: «Иностранные производители, желающие поставлять продукцию в России, должны играть по международным правилам и для доступа на российский рынок проходить сертификацию в наших аккредитованных органах».
Продукция, позиционирующая себя как органическая, при этом не прошедшая сертификацию по национальным стандартам, вводит потребителя в заблуждение. Согласно данным Центра изучения потребительского поведения Роскачества, 82% опрошенных сообщили, что покупают органические продукты, но не видят разницы между понятиями «органический», «натуральный», «био», «эко» и считают эти слова синонимами. Согласно закону, надписи, используемые для маркировки органических товаров, могут содержать слово «органический», а также сокращения или производные от этого слова, только в том случае, если производство прошло сертификацию в аккредитованных отечественных органах по сертификации, а производитель внесен в единый реестр Минсельхоза России.
«По итогам прошлого года, объем производства сертифицированной органической продукции в России составил 40 миллионов долларов. Объем импортируемой продукции по разным оценкам составляет 120–140 млн. долл. При этом, доля фальсификата или «гринуошинга» составляет не менее 2,5 млрд долл. То есть, на данный момент всего один товар из 100 является настоящей органикой», — отметила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.
Решение вопроса о сокращении количества «гринуошинга» в розничной торговле будет стимулировать развитие сектора органического производства в стране и роста отечественного рынка органики.
Важность прохождения повторной сертификации импортеров по установленным российским законодательством стандартам отметил замдиректора Департамента образования, научно-технологической политики и рыбохозяйственного комплекса Минсельхоза РФ Станислав Дядичев: «Необходимо уравнять права участников рынка, для этого пресечь любые попытки иностранных поставщиков выйти из-под действия закона об органической продукции. Как показывает практика, следствием одностороннего признания является утрата собственного производства, которое не выдерживает конкуренцию за внутренний рынок с крупными международными поставщиками»
Начальник Управления санитарного надзора Роспотребнадзора Ирина Шевкун также подтвердила, что «продукция, представляющаяся себя как органическая, должна подтверждать данный факт соответствующим документом в виде сертификата соответствия стандартам органического производства, в противном случае это нарушение защиты прав потребителей».
Председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов обратился к сенаторам Совфеда с просьбой рассмотреть внесение изменений в закон об органике в части пункта о ввозе и реализации органической продукции из третьих стран: «Так же, как в Евросоюзе и во многих других странах, импортируемая органическая продукция требует повторной сертификации по отечественным стандартам, так как она отличается по своим характеристикам. Таким образом мы сможем поставить точку в вопросе представленности иностранной органики на территории России».
С докладами также выступили замдиректора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Лифинцев Александр, замдиректора Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэконоразивтия РФ Арсен Цахоев, заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Яна Склярова. представители отраслевых союзов, крупных торговых сетей и бизнеса.
Отдельно на обсуждение был вынесен вопрос о разработке мер по обеспечению доступа производителей органической продукции в торговые сети, на рынки и ярмарки. Данные меры, как и выделение органических товаров в магазинах, необходимо для просвещения потребителя о том, что такое настоящая органика, о пользе подобной продукции, и чем она отличается от выращенной с применением методов индустриального сельского хозяйства.
По итогам круглого стола был составлен ряд рекомендаций Госдуме РФ, Правительству РФ, органам исполнительной власти, а также Роскачеству по совершенствованию механизмов поддержки оборота органической продукции в стране.
АПК