X5 начала тестировать магазин без кассиров «Пятерочка с собой»
«Пятерочку» – магазин с полностью автоматизированной системой покупок, без кассиров. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель ритейлера. Первая точка площадью 20 кв. м находится в Долгопрудном, работает круглосуточно – правда, только для сотрудников компании.
Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group открыл экспериментальную «Пятерочку» – магазин без кассиров. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель ритейлера. Первая точка площадью 20 кв. м находится в Долгопрудном, работает круглосуточно, правда только для сотрудников X5.
Для входа в киоск нужно приложение «Пятерочка с собой»: система формирует динамический QR-код, покупатель может отсканировать его и попасть в торговый павильон, где продается около 250 наименований продукции, а оплатить покупку можно на кассе самообслуживания или через приложение.
«Пятерочка с собой» работает по принципу «умный дом», объясняет представитель X5: на основе архитектуры IoT (интернет вещей) действует система датчиков, они в автоматизированном режиме контролируют вход, выход, нахождение на объекте, регулируют температурный режим, вентиляцию, освещение, определяют задымление и обеспечивают физическую безопасность.
Видеокамеры фиксируют все пространство «Пятерочки с собой», говорит представитель ритейлера: это позволяет контролировать число товаров, купленных или только снятых с полки, с помощью нейросети. Система позволяет фиксировать количество товаров, которые взял или положил обратно покупатель. «Анализ проводится в режиме реального времени по всем посетителям одновременно, результаты сопоставляются с корзиной в мобильном приложении и кассой самообслуживания», – объясняет представитель Х5. Открывать ли новые «Пятерочки с собой», Х5 решит по результатам пилотного проекта.
Это один из первых подобных проектов среди крупных российских торговых компаний. В июне 2019 г. магазин без кассиров открыла в своем офисе немецкая Metro, говорит ее представитель. Магазин под брендом «Фасоль» занимает 47 кв. м и вмещает около 1100 артикулов товаров. Там используются кассы самообслуживания, энергосберегающие холодильные системы и приложение «Фасоль на ладони» с возможностью удаленного мониторинга основных показателей деятельности магазина. Технология работы без кассиров призвана повысить проходимость магазина и оптимизировать работу персонала. Для периодического контроля работы магазину требуется один стюард на количество до пяти касс. «Партнерам такое решение лишь начинает предлагаться. Пока открытых аналогов нет», – отметил представитель Metro.
Представители «Дикси», «Ашана», «Ленты» сообщили, что у них еще нет магазинов без кассиров.
Один из самых известных зарубежных примеров – магазины Amazon Go: в США открыто 18 таких точек, где посетители могут сделать покупки без помощи кассира или кассы самообслуживания, используя приложение.
Если магазины без кассиров для российской розницы пока лишь эксперимент с неясным будущим, то другие технологии самообслуживания они внедряют гораздо активнее. Среди них – кассы самообслуживания, которые есть практически у всех крупных сетей, и технологии scan & go (или scan to go, буквально: «отсканируй и иди», позволяют отсканировать и оплатить товар в приложении, минуя кассы). Последней заинтересовался «Магнит», главный конкурент X5. «Компания ведет разработку мобильного приложения, с помощью которого покупатель сможет самостоятельно отсканировать и оплатить товар, – рассказал представитель ритейлера. – Планируется пилотирование технологии scan & go, в том числе в формате «у дома».
В этой области активны и интернет-компании. В июле «Яндекс.Маркет» запустил приложение «Суперчек». Оно позволяет найти нужный товар, узнать цену, получить персональную скидку, а также оплатить покупку прямо в приложении, рассказывает директор по развитию и взаимодействию с сетями «Яндекс.Маркета» Антон Пахомов: «Сейчас мы проводим внутреннее тестирование функции scan to go с партнером». Кто его партнер, он не сказал, пообещав, что скоро эта функция будет доступна всем пользователям.
Планов по развитию технологии «магазин без кассиров» у «Яндекс.Маркета» пока нет, говорит Пахомов: «Такие решения очень дорого стоят и трудно масштабируются».
Покупатели готовы к сервисам самообслуживания в рознице – они быстро адаптируются к новым технологиям, считает партнер Deloitte СНГ Егор Метелкин. Если лет 20 назад было непривычно самим, например, взвешивать овощи, то сейчас это стало обыденным, рассуждает он: «Поэтому с внедрением систем самообслуживания проблем быть не должно – покупатель сам заинтересован быстрее выйти из магазина, потратить как можно меньше времени на непродуктивное ожидание в очереди». Кроме того, добавляет эксперт, потери товара из-за воровства в магазинах, которые используют самообслуживание на кассах, должны быть не больше, чем в обычных: помимо технологий контроля в таких точках, как правило, есть сотрудник для помощи покупателям.
Ритейл