Эксперты оценили, как рост цен упаковки для готовой еды повлиял на доставку из ресторанов
Цены на упаковку для готовой еды на фоне санкций увеличились на 15-30%, но к коллапсу доставки от ресторанов это не приведет. Об этом ТАСС сообщили эксперты и представители ресторанной индустрии.
"Повышение цен на бумажную и пластиковую упаковку и касалетки за месяц составило 15%-30%. Цена на упаковку из пульперкартона выросла в четыре раза - с четырех до 17 рублей, а коробки для пиццы, в которых мы доставляем хачапури, подорожали в 2,5 раза - с 8 до 21 рубля", - сказала совладелица Speelo Group (Saperavi Cafe, закусочные "Вай Мэ!", SOS.Cafe) Хатуна Колбая.
"Одноразовая упаковка подходит не только для доставки готовой еды из кафе, но и для полуфабрикатов, которые доставляют с фабрик в наши кафе. На крафтовые пакеты заказы сейчас мы сделать не можем, поставщики просто не принимают заказ. Доставка в наших кафе - это не про деньги, а для поддержания узнаваемости бренда. В перспективе изменится продукт, будет простая и дешевая упаковка без претензий. Если раньше требования к упаковке были в контексте eco и plastic free, то сейчас цена на упаковку, к сожалению, заставит бизнес не думать о будущем планеты. Альтернативных вариантов упаковки в 2022 году нет, но я надеюсь, что мы не вернемся к супам в бидонах, котлетам с пюре в алюминиевых судках и пирожкам в туесках из бересты", - говорит Хатуна.
Также она отмечает, что в ее ресторанах закупают упаковку российского производства, но как оказалось, чтобы сделать конечный отечественный продукт, производителям нужны зарубежные компоненты. На ее взгляд, российский бизнес будет решать эту проблему самостоятельно.
С подорожанием упаковки столкнулись все поставщики готовых блюд и полуфабрикатов онлайн агрегатора и сервиса доставки фермерских продуктов "Ешь Деревенское". Рост цен коснулся даже упаковки российского производства.
"Рост цен на упаковку связан с тем, что на разных этапах технологических процессов изготовления присутствуют ингредиенты, которые закупаются за рубежом. Это могут быть ферменты, краски, различные пленки, картон. Можно говорить о росте цен на 30-50%. Это накладывается в том числе на подорожание, которое продолжается с прошлого года - тогда дефицит сырья (картона, пленки) был связан с бурным ростом индустрии доставки готовых блюд", - рассказали в пресс-службе сервиса.
Также в компании отметили, что экологические виды упаковки - из кукурузного крахмала - российского производства пока что не дорожают, но ожидать роста стоимости нужно и здесь. Эти расходы будут так или иначе отражаться на стоимости уже готового продукта в этой упаковке. При этом поставщикам необходимо балансировать между ростом стоимости их расходов и падением доходов населения.
Упаковка как и прочие хозтовары подорожала ориентировочно на 20-30%, говорит управляющий ресторана "Матрешка" Сергей Меркулов.
"Мы заменили большинство позиций на аналогичные более дешевые позиции от русских производителей. Взяли под контроль расход и оптимизировали некоторые бизнес-процессы. Временно отказались от наиболее дорогостоящих. Например, пока не используем термопакеты. Отказались от шуббинга (бумажный "воротник", который надевается на бокс - прим. ТАСС) пока не прояснится ситуация с бумагой и картоном на типографии. На некоторой упаковке мы отказались от нанесения логотипов. Но в любом случае мы найдем решения, каким образом организовать нашу работу без потери качества и без увеличения продажной цены для наших гостей", - рассказал предприниматель.
Рост цен отразился на всех категориях товаров и упаковка не стала исключением, сказал владелец Tigrus Group Хенрик Винтер.
"Каждый вид материалов подорожал по-разному, но в среднем это около 15%. Мы перестроились и снизили цену на топовую упаковку, а именно коробки для пиццы и хачапури, чем немного компенсировали сильное подорожание на другие виды одноразовой посуды. Доставка еды не подорожала. Материал пока есть, производства продолжают отгружать и каких-то глобальных сбоев пока не наблюдаем", - говорит предприниматель.
Кроме того, он отметил, что рано бить тревогу и вводить дополнительную плату за доставку или вовсе от нее отказываться. Рост цен сокращает маржу рестораторов, которые не могут переложить это на гостя в надежде на стабилизацию ситуации и откат цен на товары.
Подорожание упаковки до 50% кажется страшной цифрой и все ее очень боятся, но для ресторанов и их доставки она не имеет практически никакого значения, считает общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса Москвы Сергей Миронов. Упаковка в финальной стоимости еды, по его словам, составляет всего 1-2%. Поэтому на фоне подорожания продуктов, ее подорожание - это совсем не существенная цифра.
Впрочем, многие игроки рынка считают, что настоящие проблемы начнутся ближе к лету, когда кончатся реальные запасы продукции на складах, говорит директор агентства Prprosto Евгения Нечитайленко. "Нас всех ждет удорожание доставки и, надеюсь, незначительное падение спроса. В среднем, сейчас наши клиенты отмечают подорожание упаковки на 20-60%. Выглядит это как попытка сыграть на ситуации. Конечно, все изменения скажутся на потребителе", - считает она.
Ослабление курса рубля ведет к возрастанию интереса поставок любого сырья на экспорт за валютную выручку, даже несмотря на введение государственного регулирования рынка экспортной выручки, объясняет маркетолог российской компании-производителя упаковки для еды "АйПиДжи" Александр Кособочкин. Данный факт ведет к нехватке сырья на локальном рынке, что искусственно толкает цену выше. Кроме того, на цены влияет мировая инфляция.
"После начала военной операции некоторые международные производители из-за санкционных рисков в короткий срок приостановили работу на территории РФ, что повлекло панические настроения на рынке картонной упаковки. В частности, молочных заводов, из-за внезапного обрушения налаженных цепочек поставок. Среди наших покупателей есть ряд компаний (производителей продуктов питания), работающих с федеральными сетями, которые периодически запрашивают у нас официальные письменные обоснования роста стоимости упаковки. Письма направляются руководству сетевых магазинов для обоснования корректировки себестоимости на свои продуктовые товары. Покупатели также сообщают, что крупный бизнес крайне редко дает согласие поставщикам на поднятие отпускных цен их товаров, одновременно корректируя продажные цены на данную продукцию в своих сетях, генерируя сверхприбыль. Все это сказывается на вынужденном удешевлении качества упаковочных материалов и самой продукции, в том числе уменьшении веса и объема продуктов. В итоге это отражается на рядовых покупателях", - говорит Кособочкин.
Также он отмечает, что с 1 апреля 2022 года ряд поставщиков сырья из полистирола и полиэтилентерефталата прислал очередные уведомления о новой волне подорожаний на более чем 20%. Новое время диктует новые условия сотрудничества, поэтому в нынешней модели они работают по входным ценам на материал и заранее согласовывают с клиентами возможный рост, чтобы успеть найти решение и сгладить ценовой переход, например, уменьшением плотности выпускаемой продукции. С рядом клиентов есть соглашения, по которым компания выкупает сырье на несколько месяцев вперед по предоплате за него, что помогает удержать цену упаковки еще на некоторое время. Но в последнее время таких клиентов становится меньше по причине дефицита оборотных средств для выкупа сырья.
торговля