компоненты

В Госдуме хотят обязать отвечать за утилизацию тары ее производителей


На фоне идеи Минприроды повысить нормативы утилизации упаковки до 100%, в Госдуме предложили переложить ответственность за их исполнение на производителей тары. Но производители товаров уверены, что мера только приведет к росту их расходов на упаковку. А у немногих крупных поставщиков тары может не хватить средств на выполнение требований.

Депутат Госдумы от «Единой России» Александр Фокин внес в нижнюю палату парламента законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления». Законопроектом предлагается возложить обязанность по утилизации упаковки на ее непосредственных производителей и освободить от нее компании, которые выпускают товары. Производителей упаковки в России — меньше, чем производителей товаров, поэтому контроль качества выполнения требований вырастет, следует из пояснительной записки. Кроме того, говорится в документе, инициатива позволит повысить собираемость отходов упаковки и их последующую утилизацию. Связаться с господином Фокиным не удалось.

Сегодня производители товаров обязаны утилизировать 5–35% от реализуемой продукции и упаковки или платить экологический сбор. Для продуктовой отрасли показатель в среднем находится на уровне 20%, крупные компании тратят на услугу 200–400 млн руб. в год, подсчитывал источник “Ъ”. В 2018 году в бюджет поступило 2,2 млрд руб. от уплаты экологического сбора. Минпромторг в этом году предлагал повысить нормативы утилизации до 100%. Бизнес в ответ предупредил, что инициатива грозит повышением цен для потребителей до 10% (см. “Ъ” от 1 октября).

Наделение производителей упаковки обязанностью по утилизации или уплате экологического сбора приведет к росту цен на упаковку, и как следствие — соответствующих расходов производителей товаров, поясняет собеседник “Ъ”.

По его словам, наиболее сильно эффект ощутят производители продуктов питания, особенно социально значимых, в структуре себестоимости которых на упаковку приходится 30–50%. Идея обсуждалась еще в 2009 году и была признана нецелесообразной, вспоминает другой источник “Ъ”. Один Tetra Pack обеспечивает упаковкой, условно 1 тыс. заводов, и физически не сможет платить экологический сбор по факту за всю Россию, поясняет он. Кроме того, продолжает источник, неясно, как исполнять нормы утилизации будут импортеры упакованных товаров. По его словам, за инициативой может стоять крупный производитель мяса АПХ «Мираторг» Виктора и Александра Линников. В холдинге и Tetra Pack оперативно ответить на вопросы “Ъ” не смогли.

Исполнительный директор «Русбренда» (объединяет Nestle, Danone, PepsiCo и пр.) Алексей Поповичев подтверждает, что поправки приведут к удорожанию упаковки для производителей продукции: в этом случае экологический сбор уже будет заложен в стоимость упаковки, которую поставляют производителям. При этом в процессе производства может быть потеряно от 3–8% упаковки. Сбор за эту упаковку уже будет фактически оплачен производителям, указывает господин Поповичев, а компаниям придется тратить средства еще и на утилизацию отходов. Алексей Поповичев напоминает, что многие компании сейчас добровольно увеличивают самостоятельную переработку упаковки и продукции, в чем заинтересованы и экономически, и с точки зрения позиционирования — многие потребители оценивают компании в том числе по экологической ответственности. Сами производители упаковки вряд ли будут тратить на это средства, заключает он.

Экологические вопросы крайне важны, и необходимо решать проблему низкого уровня переработки, однако данное предложение лишь формально перекладывает ответственность на плечи производителей тары, считают в Союзмолоко. «В результате ее стоимость вырастет, и компании заложат свои издержки в цену упаковки. Самое важное в этом вопросе - предусмотреть безболезненный период введения полной платы за утилизацию со стороны бизнеса», - сообщили представители организации.
 
1577254511
Источник: "Коммерсантъ"

упаковка

2246 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен