Глеб Самойлов, Союзмолоко Экспорт российской молочной продукции в 2021 году сохранил двузначные темпы роста
Союзмолоко подводит итоги 2021 года по главным направлениям. Об экспортных трендах и сложностях экспортёров, над разрешением которых работает Национальный союз производителей молока, Milknews рассказал Глеб Самойлов, курирующий в союзе вопросы внешнеэкономической деятельности.
Экспорт российской молочной продукции в 2021 году сохранил двузначные темпы роста, а система мер поддержки, несмотря на известные сложности, продолжила обновляться. Отраслевому экспорту ещё далеко до уверенного положения обычной бизнес-практики, хотя большинство игроков уже рассматривает его как необходимый или многообещающий проект.
Учитывая сроки выхода таможенной статистики, итоги экспорта-2021 на цифрах всерьёз можно подводить в марте-апреле. Тем не менее, это не мешает уже в декабре говорить о результатах и ставить новые цели. Этому и посвятили два крупных декабрьских мероприятия – стратегическую сессию Агроэкспорта и форум «Сделано в России». Первая площадка стала центром дискуссии о трендах и вызовах агропромышленного экспорта. А вот открытый председателем Правительства ежегодный форум Российского экспортного центра, кажется, специально выстроили так, чтобы ещё раз показать уже всем участникам внешнеэкономической деятельности: экспорт – особенно несырьевой и неэнергетический – надолго останется в фокусе государства. Поддержку экспортёрам планируют сохранить до 2030 года – именно на столько в очередной раз пообещали продлить нацпроект «Международная кооперация и экспорт».
В Союзмолоко с вниманием относятся к экспортным инициативам участников молочного рынка и оказывают необходимую аналитическую и консультативную помощь: совместно с профильными органами власти мы разрабатываем экспортные руководства и программы, участвуем в создании новых и совершенствовании действующих мер поддержки. И это приносит результаты. Для молочного экспорта принципиальное достижение уходящего года – сохранение двузначных темпов роста. По данным Союзмолоко, за первые 9 месяцев российский молочный экспорт вырос на 18% в объёмах и прибавил 28% в валюте. Разумеется, эти результаты объясняются по-прежнему низкой базой – например, по итогам трёх первых кварталов на экспорт пошла продукция, эквивалентная лишь 3,7% товарного молока, произведённого за это время в России. Среди товарных групп заметен рост поставок за рубеж сыров и творога (+22% в объёме), мороженого (+26%) и особенно сухой сыворотки – её экспорт увеличился на 87%. Ещё один важный результат – сохранение роста отгрузок за пределы СНГ. В январе-сентябре за пределы постсоветского пространства было отправлено уже 14% всех молочных грузов – на практике эта пока ещё скромная цифра отражает укрепление контактов с новыми импортёрами и расширение линейки за счёт высокомаржинальных брендированных продуктов и т.н. биржевых товаров.
Динамика молочного экспорта последних двух лет сопровождаются активными действиями органов власти: Минсельхоза, Россельхознадзора, Агроэкспорта и Российского экспортного центра. Предприятия АПК, в том числе молочные, могут рассчитывать на государственную поддержку экспорта по шести направлениям с общим ежегодным бюджетом 40 млрд рублей. Постоянно растёт число доступных зарубежных рынков – сегодня российские производители могут поставлять молочную продукцию на территорию уже более 30 государств, в том числе на рынки всех ведущих мировых импортёров. С декабря прошлого года для российской продукции открылись 5 новых стран. А формы ветеринарных сертификатов ещё на 5 рынков сейчас на согласовании компетентных органов.
Существующие меры поддержки и сохранение открытыми зарубежных рынков – фундамент развития отраслевого экспорта, но надо не забывать, что знать о предлагаемых механизмах поддержки – не то же самое, что эффективно пользоваться ими. Между отправкой груза и получением субсидии редко проходит менее 6 – а чаще и 12 – месяцев. Однако ожидание не гарантирует, что средства будут получены с первого раза – почти всегда требуется адаптация внешнеторговых контрактов, отладка внутренних процессов и повторная подача заявления уже на следующий год в отношении следующих отгрузок. Более того, в АПК мы фиксируем обострение конкуренции за выделяемые государством средства: компании других подотраслей, дольше ведущие экспорт и уже вышедшие на регулярные поставки в больших объёмах, имеют более высокий шанс получить средства до того, как лимит будет исчерпан. Например, в январе-июне молочные предприятия получили лишь 600 тысяч рублей (0.01% выделенного на АПК лимита) в порядке компенсации части резко возросших в 2021 году логистических затрат и 0,3% общего объёма финансирования, распределённого для компенсации затрат на сертификацию продукции.
Государство признаёт необходимость адаптации сложившегося каркаса мер поддержки, и 2021 год даёт в этом отношении несколько примеров позитивных изменений. Главное достижение для молочной отрасли – появление компенсации части капитальных затрат на строительство и модернизацию предприятий по производству сухих молочных продуктов: сыворотки, КСБ, пермеата, СОМ, СЦМ, ЗГМ и основы для их производства. При условии динамичного развития сырьевого сектора эти молокоёмкие продукты в среднесрочной перспективе и далее могут стать основой российского молочного экспорта на рынки стран дальнего зарубежья. К сожалению, сейчас эта мера поддержки вряд ли заработает – юридически она несовместима с льготным инвестиционным кредитованием, которым пользовались все потенциальные получатели. Учитывая и без того длительные сроки создания и модернизации сушильных мощностей, рассчитываем, что описанное ограничение будет снято в самое ближайшее время. Важной можно считать ещё одну адаптацию существующих мер поддержки – в 2021 году на 80% снизилось изначальное требование к заёмщикам по объёму экспорта, необходимое для получения коротких льготных кредитов в рамках Постановления Правительства РФ № 512. Эффективно проявила себя и созданная в этом году система атташата по вопросам АПК – специалисты Минсельхоза, командированные за рубеж, оказывают уникальную помощь российским экспортёрам в части преодоления административных барьеров и установления контактов на местных рынках, делятся результатами «включённого» наблюдения.
В 2021 году российские молочные предприятия продолжают «учиться экспорту». Они адаптируют, планируют, запускают или расширяют производство экспортоориентированных продуктов, устанавливают международные контакты, анализируют зарубежные рынки и их требования, исследуют систему доступных мер государственной поддержки и особенности работы отечественной системы ветеринарного надзора в отношении зарубежных поставок. Эти «упражнения» требуют времени и пока могут не окупаться финансово, но формируют необходимую базу для будущего российского молочного экспорта – полноценного бизнес-направления, способного приносить прибыль и балансировать изменения спроса на внутреннем рынке.