Иван Сеничев, АО ГК «РОСМОЛ» Основным трендом молочного рынка будет оставаться локализация
Группа компаний «Российское молоко» в первом полугодии 2024 года увеличила выручку на 24%. Заметно выросли и продажи продукции челябинского холдинга. По итогам Рейтинга крупнейших переработчиков молока по версии Союзмолоко, Milknews и Streda Consulting, группа компаний вошла в ТОП-30 по стране. Подробнее о результатах работы холдинга, планах на будущее и ситуации на рынке молочной отрасли Milknews рассказал заместитель генерального директора АО ГК «РОСМОЛ» Иван Сеничев.
Milknews: С какими результатами вы закончили первое полугодие 2024 года и чего ждете по итогам года в целом?
И. Сеничев: В 2024 году мы наблюдаем заметный рост общего объёма продаж в сравнении с первым полугодием 2023 года: в объеме продаж прирост составил 15%, в выручке – 24%. Эти показатели свидетельствуют о продолжающихся изменениях выбора наших покупателей в сторону качественных и полезных продуктов питания, причем как в традиционных, так и в инновационных категориях. В нашем портфеле отмечается рост как собственных брендов, так и товаров СТМ, которые мы производим для крупнейших торговых сетей региона.
Из интересного, отметим, что в 2024 г. мы запустили собственную линейку по национальным молочным продуктам – тан и айран. Продукт производится на площадке Стерлитамакского молочного комбината, и получил высокие оценки наших покупателей. Мы будем продолжать стратегию локализации ассортимента с учетом региональной специфики территорий.
Milknews: Планируете ли проекты по модернизации и дальнейшему расширению производства в ближайшем будущем?
И. Сеничев: Практически для каждого вида выпускаемых продуктов есть планы по развитию продаж, а значит и по увеличению мощностей.
Что касается традиционных продуктов, то основные инвестиции будут в увеличение производительности или модернизации упаковочного звена производства. Ключевым аспектом работы нашей технической службы продолжает оставаться импортозамещение как безусловная гарантия бесперебойности работы. Мы продолжаем наращивание мощностей в базовых категориях, в рамках реализации стратегии локализации производства. В 2024 году у нас запланирован ввод в эксплуатацию новой ПЭТ-линии на нашем заводе в г. Челябинск и линии по традиционному творогу в г. Стерлитамак. Также мы активно продолжаем модернизацию нашего любимого проекта по мороженому. За 2023\2024г мы практически полностью обновим нашу фабрику, в разы увеличим мощности и возможности по ассортименту.
Это только крупнейшие проекты, которые мы реализуем и готовы о них рассказать сейчас.
Milknews: Какие еще продукты вы выпустили на рынок в последнее время, запуск каких новинок у вас в планах?
И. Сеничев: В связи с высокой загрузкой производства больших проектов по выводу новых продуктов на рынок не проводили, но велась работа по повышению привлекательности существующих линеек продуктов. Основные изменения в линейке будут в 2025 году, мы активно над этим работаем.
Самый широкий ассортимент продуктов холдинга производится на Магнитогорском молочном комбинате и там же проводится самое большое количество перспективных разработок, которые будут реализованы по мере завершения всех запланированных инвестпроектов по разным видам продуктов.
В 2024 г. в категории глазированные сырки было выпущено 2 новых вкуса – кокос и вишня, которые быстро нашли своего покупателя и заняли достойное место в ассортиментной линейке. Для повышения привлекательности глазированных и творожных сырков был проведён рестайлинг упаковки.
Проведена большая работа по разработке новых видов мороженого. Отлично себя показала новинка «Творожное мороженое» в картонном стакане, и сейчас рассматривается вопрос по увеличению производственных возможностей по выпуску этого продукта.
В настоящее время идёт работа по большому расширению линейки питьевых и вязких йогуртов. В холдинге есть много интересных разработок, которые были отложены до увеличения производственных мощностей.
Milknews: В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться молочная отрасль нашей страны в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
И. Сеничев: По нашему мнению, основным трендом молочного рынка, как и в прежние годы, будет оставаться локализация. Местные игроки будут расширять ассортимент продуктов для замещения крупных федеральных производителей в тех категориях, в которых ранее доминировали федеральные бренды. Активная работа локальных игроков по брендированию и изменению дизайна упаковки с привлечением ведущих брендинговых агентств подтверждает серьёзные намерения локальных компаний в борьбе за покупателя.
В долгосрочной перспективе необходимо учитывать изменение структуры потребительского спроса на молочные продукты, связанное со сменой поколений. Тренд на замещение традиционных продуктов современными позициями с повышенными питательными свойствами и с расширенной вкусовой линейкой будет определять развитие ассортимента производителей молочных продуктов, желающих соответствовать запросам потребителей и производить более доходные продуктовые позиции.
Milknews: Вы занимаете высокие позиции на отечественном рынке переработчиков молока. Какие эффективные стратегии развития бизнеса вы бы могли посоветовать другим игрокам отрасли, исходя из собственного опыта?
И. Сеничев: Эффективной стратегией однозначно можно назвать локализацию производства. В холдинге есть 5 производственных площадок, которые находятся в разных областях Уральского региона. Каждый из заводов обеспечивает свою территорию самыми ёмкими позициями, что даёт возможность поставлять в магазины самую свежую продукцию, а значит соответствовать главному запросу покупателя молочных продуктов.
Кроме выгод для покупателя локализация позволяет снизить себестоимость готовых продуктов за счёт исключения межфилиальных перевозок внутри холдинга.
Пока такая стратегия преимущественно реализована для традиционных молочных продуктов, но уже есть тенденции к применению подобной схемы для современной кисломолочной продукции и творожно-десертной группы.
Ещё один важный аспект успешности продуктов компании на рынке – это взаимодействие с потребителями не только в магазинах, но и в местах, где люди проводят остальное время. Компания активно взаимодействует с муниципальными учреждениями, школами, детскими садами и прочими социальными объектами, обеспечивая потребителей свежими и полезными молочными продуктами.
Игрокам рынка, которые ещё не попали в рейтинг ТОП-30, желаем стремиться в этот список, а тем, кто уже в нём закрепился сохранять свои позиции и уверенно двигаться к верхним строчкам рейтинга.
Milknews: Как вы в целом оцените результаты рейтинга крупнейших переработчиков и свою позицию в нем?
И. Сеничев: Удерживаться в таком престижном рейтинге во время серьёзных перемен на рынке и в стране, для компании отличное достижение! Это возможно только при слаженной работа всех подразделений и служб компании, эффективном взаимодействии с нашими партнёрами, поставщиками и торговыми организациями.
Изменения в рейтинге можно назвать глобальными, но если оценивать результаты в индивидуальных показателях, то я бы назвал их положительными для большинства участников рейтинга. У многих игроков рынка показатель изменения выручки положительный, даже если компания опустилась ниже в рейтинге.
Отметим, что далеко не последним фактором роста является поддержка отрасли со стороны государства, что позволяет наращивать мощности и обеспечивать сырьевую базу на необходимом уровне. Также очень важно отметить роль отраслевого союза Союзмолоко, которое отстаивает интересы производителей в диалогах с правительством и торговыми сетями.