Алексей Воронин, Союзмолоко В 2020 году поставки пальмового масла и потребление продукции с ЗМЖ снизились
По итогам 2020 года мировая индустрия пальмового масла зафиксировала снижение производства - с 76,67 до 73,66 млн тонн. Объем закупок основными странами-импортерами снизился с 55,4 до 51 млн тонн. При этом цена на пальмовое масло выросла в два раза с мая 2020 года до декабря 2020 и продолжит расти. Как данные тенденции скажутся на российском рынке? На этот вопрос Milknews ответил директор аналитического департамента Союзмолоко Алексей Воронин.
Доля России в мировой торговле пальмовым маслом достаточно низкая – около 2% мирового импорта – или немногим более 1 млн тонн. Изменения мировой конъюнктуры рынка пальмового масла ощущаются на российском рынке не так существенно, как, например, в странах-крупнейших импортерах – Индия, Китай, Пакистан, страны Евросоюза и прочие.
Основным потребителем пальмового масла в России является пищевая промышленность. Его используют при производстве кондитерских и хлебобулочных изделий, в сегменте общественного питания, при производстве молокосодержащих продуктов. При этом в 2020 году импортные поставки снизились на 3,4%, до 1 025 тыс. тонн, что объясняется, прежде всего, введенными в связи с пандемией карантинными мероприятиями и последовавшим снижением потребления ряда категорий пищевой продукции (в том числе в сегменте общественного питания), производимой с применением пальмового масла.
Вторым фактором, оказывающим влияние на объемы внешних закупок, является реализация с 2019 года комплекса мероприятий по борьбе с фальсификатом молочной продукции в России: введение системы прослеживаемости сырья, отдельная выкладка продукции с заменителем молочного жира на полках в магазинах, изменения в наименованиях такой продукции. Все это привело к снижению уровня фальсификата в молочной отрасли до минимального значения (менее 1%), а также способствовало переориентации части спроса с продукции, при производстве которой допускается включение в состав пальмового масла (так называемая молокосодержащая продукция с заменителем молочного жира, производимая по технологии сыра, творога, сметаны и т.п.), на молочную продукцию без замещения молочного жира. Эта тенденция усилилась и в период карантина: при домашнем питании значительная часть населения делала выбор в пользу сливочного масла и сыров вместо маргаринов, спредов и молокосодержащих продуктов с ЗМЖ, произведенных по технологии сыра. Мы видим это на цифрах: потребление сыров в 2020 г. выросло на 14%, их аналогов с ЗМЖ – снизилось на 27%; потребление сливочного масла увеличилось на 7%, маргаринов и спредов снизилось на 12%.
Конечно, ценовой тренд на импортные поставки подвержен влиянию мировых уровней, и в 2020 г. мы также столкнулись с удорожанием пальмового масла: к концу года рост составил около 30% в валюте (декабрь 2020 г. к декабрю 2019 г.), в среднем за год цена выросла на 23% в валютном выражении и 37% – в рублевом эквиваленте. Также на цене отразилось увеличение ставки НДС для пальмового масла с 01.10.2019 с 10% до 20%. Но важно отметить, что стоимость пальмового масла по-прежнему существенно уступает стоимости, например, молочного жира (разница в цене доходила до удорожания в 2020 г. до 15 раз, после подорожания – до 11 раз), поэтому даже с учетом повышения цен пальмовое масло остается востребованным продуктом. Однако в 2020 г. производители столкнулись с ростом себестоимости производства пищевой продукции по ряду причин, а потребители – со снижением доходов, поэтому полностью переложить выросшие издержки в розничную цену соответствующей готовой продукции могут не все из-за ограниченного спроса, поэтому какая-то часть затрат, конечно, будет переложена в розничную цену, но в значительной степени рост себестоимости отразится и на рентабельности производителей пищевой продукции.