Ольга Морозова, Иван Абрамов, Альфа Л Сервис Увеличение себестоимости несет в себе существенные риски для молочных предприятий
В октябре состоялась презентация рейтинга крупнейших производителей мороженого. Авторы рейтинга - Национальный союз производителей молока (СОЮЗМОЛОКО), консалтинговая компания Streda Consulting и информационное агентство Milknews при поддержке Союза мороженщиков России. Генеральным партнером рейтинга стала компания «Альфа Л Сервис». По окончанию мероприятия преподаватель факультета биотехнологий Университета ИТМО Ольга Морозова вместе с главным технологом компании Иваном Абрамовым рассказали Milknews о тенденциях в молочной отрасли.
Milknews: Как, по вашему мнению, пандемия повлияла на молочную отрасль?
Пандемия COVID-19, повлекшая за собой ограничительные карантинные меры привела к нестабильной ситуации во всех сферах бизнеса. И пищевая промышленность не исключение. Приходится сталкиваться с целым рядом проблем из-за коммерческих инноваций в потребительском и B2B секторах, например, с изменениями цепочек поставок, удорожанием пищевых ингредиентов, входного сырья, упаковочных материалов, транспортировки. Чтобы удержаться на плаву компании вынуждены оперативно приспосабливаться к постоянно изменяющимся потребностям потребителей и поставщиков. В настоящий момент, как это не прискорбно, наблюдается динамичное снижение покупательской способности населения ввиду сокращения доходов. Поэтому для поддержания продаж в условиях конкурентного рынка реализуются бизнес-стратегии, направленные на снижение себестоимости традиционных молочных продуктов, а том числе и молокоемких, таких как масло, творог, сыр, а также модернизации ассортимента. Особенно сильно данная тенденция заметна за пределами крупных городов.
При низком маржинальном доходе избежать убытков практически невозможно. Рост себестоимости при росте издержек с неизменными значениями розничных цен в условиях инфляции несет в себе существенные риски для предприятий, в том, числе снижение доходности. Это можно назвать основной проблемой молочной отрасли на сегодняшний день. Данный факт обуславливает появление молочных продуктов со сниженной себестоимостью и низкими потребительскими свойствами на рынок пищевых продуктов.
Конечно, крупным производителям с высокими финансовой и технологическом прочностью не стоит опасаться трансформации потребительского поведения. Они могут реализовывать инновационные проекты по расширению выпускаемой продукции в соответствии с современными трендами.
Milknews: Какие тренды прослеживаются на рынке?
Что касается трендов, то в последнее время интенсивно развивается направление здорового образа жизни. Здоровое, диетическое, функциональное и специализированное питание находятся на пике интереса общественности. Увеличился спрос на молочные продукты со сниженным содержанием сахара, низкожирные продукты, безлактозные продукты (lactose free), безглютеновые продукты (gluten free), продукты с увеличенной энергоемкостью (суперфуды, высокобелковые продукты) и направленным эффектом – иммуномодулирующим действием, пробиотическим, а также продукты категории Clean Label. Перспективен рынок растительных напитков, а также растительных ферментированных продуктов и десертов.
Молочные производства адаптируются к условиям изменяющегося рынка, внедряют нетипичные для них единицы продукции. Соответственно, возникает вопрос о модернизации технологического оснащения. Интенсивно развивается направление молокопереработки с точки зрения сохранения нативных свойств сырья, улучшения качества и физико-химических показателей конечного продукта, минимизации технологического воздействия, в связи с чем заметно увеличение спроса на мембранные технологии, особенно при организации производства молокоемких продуктов и переработки вторичного молочного сырья.
Российское продовольственное эмбарго стимулировало тенденцию на вертикальную интеграцию в молочной отрасли и, как следствие, развитие инфраструктуры животноводческих комплексов. Основной запрос клиентов, конечно, состоит в повышении эффективности производственных процессов и сокращении потребления энергоресурсов при желаемом качестве и безопасности производимой продукции. Повышение эффективности производства сопряжено с понятием экологичности, что также можно отнести к трендам современности. Рациональная переработка молока-сырья позволяет получать продукты с добавленной стоимостью, такие как микропартикуляты, сухая молочная сыворотка, сухое обезжиренное молоко, пермеаты, широко востребованные среди производителей различных отраслей пищевой промышленности, а также минимизировать вредные выбросы в окружающую среду.
Milknews: Что необходимо для того, чтобы российская молочная отрасль выросла в части технической оснащенности до общемирового уровня?
Конечно, отечественная молочная промышленность по уровню технической оснащенности отстает от развитых зарубежных стран. Мы не говорим сейчас о холдинговых компаниях, зарекомендовавших себя в качестве лидеров. Заводы средних и малых объемов, в частности региональные, нуждаются в реконструкции и модернизации. Автоматизация небольших производств возможна при увеличении доходности сектора, государственной поддержке молокоперерабатывающих предприятий и межотраслевой коммуникации. Необходим комплексный подход к техническому развитию производств, оценка рисков и прогнозирование результатов.