Игорь Абрамов, главный технолог Alfa L Service Главный тренд в развитии технологий - увеличение срока хранения продукта
Концерн "Альфа Л Сервис" основан в 1998 году и является одним из лидеров в поставке технологического оборудования на территории Российской Федерации, производит и поставляет на российский рынок высокотехнологичное оборудование для молочной промышленности.
Milknews поговорил с главным технологом Alfa L Service Игорем Абрамовым о том, что происходит на рынке оборудования сегодня и как изменился клиент в молочной отрасли в последние годы.
Milknews: Сегодня во всем мире складывается непростая ситуация: коронавирус, девальвация, закрытие границ, банкротства. Как вы считаете, насколько отложенным будет влияние этих событий на отрасль? Как отразится на цене оборудования?
Абрамов: Общий спад в экономике как следствие коронавируса и неимоверный рост курса рубля к доллару и евро в первую очередь будут дестабилизировать ситуацию в молочной отрасли. Комплектующие иностранного производства серьезно зависят от курса валют, и это отразится и на нас в том числе как на производителе оборудования. Но я думаю, что это явление будет временным, буквально два года назад мы уже переживали такой период. Нужно понимать, что ситуация обязательно устаканится. Да, в какой-то момент заводы без большой подушки безопасности могут приостановить закупку нового оборудования, пересмотреть свои планы по модернизации.
В то же время мы работаем на рынке давно, и такие кризисы уже случались. Мы знаем, что и мы должны помочь своим партнерам. В нашей компании коммерческая служба разработала специальные системы поддержки для тех, кто будет покупать оборудование. Предприятия в отрасли не должны останавливаться в своем развитии.
Milknews: Что в последнее время изменилось на рынке? С какими вызовами вы сталкиваетесь со стороны клиентов? Какие новые запросы приходят?
Игорь Абрамов: Я бы выделил главный тренд в развитии техники и технологий - увеличение срока хранения продукта, а значит и срока его реализации в торговой сети. Соответственно, это влечет за собой изменение самого подхода к оборудованию. Всё больше усилий сосредоточено на том, чтобы максимальное количество технологических операций проводились в условиях наименьшего соприкосновения с окружающей средой - воздухом, водой, с людьми. Именно закрытые технологические процессы позволяют продукту оставаться свежим как можно дольше. Даже миф о том, что продукты длительного срока хранения ненатуральные, нисколько не мешает клиентам реализовывать запрос на рост срока годности со стороны сетей. Кроме того, автоматизация производства позволяет до минимума снизить влияние человеческого фактора. Это основное.
Кроме того, с внедрением «Меркурия» становится все труднее и труднее обманывать, особенно крупным предприятиям. Если на завод пришло 100 тонн молока, а выпустили из него готовой продукции как на 110-115 тонн, то на такие предприятия теперь обращают внимание. Они выходят из тени, также пытаются использовать более точные и современные технологические решения.
Milknews: То есть спрос на автоматизированное оборудование растет и из-за введения системы прослеживаемости?
Игорь Абрамов: Да, все стараются, и даже те, кто работает давно и держит марку, если не хотят уходить на длительные сроки, все равно идут по пути замены устаревшего оборудования.
В советское время оборудование в нашей промышленности менялось очень медленно. Только предприятия в крупных городах областного значения регулярно обновляли парк, а заводы районного подчинения, молокоприемные пункты вообще не имели такой возможности. Однако сейчас мелкие игроки, небольшие региональные предприятия до 50-100 тонн переработки молока в сутки активно берут кредиты для того, чтобы модернизироваться. Они уже поняли, что пора менять оборудование. Да, для них приобретение новых линий - это дороговато, но они стараются, ищут возможность, получают кредиты, привлекают инвестиции для того, чтобы все-таки хотя бы частями обновить предприятие. В этом я вижу кардинальное ментальное изменение в отрасли: если десять лет назад все считали, что можно и так выжить, как-нибудь поработать на старом, но сейчас ситуация изменилась.
Milknews: Если говорить об интересе к отрасли со стороны инвесторов, то это новые лица или все-такие старые игроки?
Абрамов: С моей точки зрения, сегодня больше заняты модернизацией старые заводы, которые были построены в далекие 1960-1970 годы. Думаю, здесь у нас еще большой фронт работы: как минимум четверть всех молочных предприятий в России нуждаются в обновлении оборудования и реконструкции.
Milknews: Какие наиболее популярные категории сегодня? К чему инвестор в первую очередь имеет интерес?
Абрамов: В России так исторически сложилось, что неизменную популярность имеет традиционная цельномолочная продукция - пастеризованное молоко любой жирности от 0,5% до натурального молока, вся линейка кисломолочных продуктов - кефиры, ряженки, простокваши. В меньшей степени это йогурты, потому что все-таки йогурт это в представлении обывателя более “детский” продукт, более молодежный. Его на рынке в процентном отношении много, но все-таки несравнимо с кефирами. Крайне популярны традиционные и зерненые творога. Плюс, конечно, сегодня интенсивно развиваются сыры, и твердые, и мягкие.
Несмотря на то, что само сыродельное оборудование мы не производим, мы занимаемся поставкой всей техники и технологических решений до сыроизготовителя, всей так называемой «аппаратной части». И мы фиксируем устойчивый спрос рынка после введения эмбарго к этой категории.
Milknews: Сейчас очень много скепсиса высказывают по поводу дальнейшего роста традиционных категорий. Вы не согласны с таким прогнозом?
Абрамов: Вы знаете, такой скепсис высказывали и в начале перестройки - о том, что йогурты поглотят все остальные категории. Но мы увидели, что никогда не они поглотят кефир, творог. Каждый продукт просто находит свою нишу. Даже питьевое молоко - наиболее спорная и окутанная мифами категория - тоже имеет устойчивый спрос, и мы поставляем оборудование для его производства стабильными темпами. Появляется и безлактозное молоко, и растительные напитки, но я уверен, что традиционное молоко никуда не исчезнет с нашего рынка.
Исходя из объемов заказов наших постоянных клиентов, из года в год потребление и молока и кисломолочной продукции все-таки растет, и меня с точки зрения технолога по образованию с большим стажем это радует. Я для этого учился, и я рад, что моя специальность нужна людям.
Milknews: Куда дальше будет развиваться отрасль в части технологий?
Абрамов: Я думаю, что все, что можно было открыть в молочной отрасли, сделали наши родители, дедушки и бабушки, нам остается только благополучно сохранять те условия, которые они в свое время создали. В целом молочная отрасль всегда будет особенной, потому что мы не делаем пиво или сок, мы работаем с живым продуктом. Да, мы сейчас вышли на более высокие температуры и сроки хранения, но думаю, что, в перспективе она будет становиться ниже, а сроки хранения - короче. Предположу, что сами предприятия пойдут на поводу у потребителей и будут выходить на полки с молочными продуктами с более коротких сроков хранения и прошедшими более низкую температурную обработку.
С точки зрения ассортимента вряд ли необходимо расти дальше. Крупным предприятиям невыгодно расширять до неприличия свою линейку, это потери, которые ведут к удорожанию продукции. Я считаю, что конкуренция должна быть адекватна, не надо захватывать все от пастеризованного молока до мороженого, потому что этого хотят и покупатели, и сеть. Я категорически против этого.
В части усиления внимания регулятора предполагаю, что отрасль ждет более строгий контроль белка, и оборудование по нормализации молока по белку будет как никогда актуальным. Сегодня нормализация по жиру - это естественно, а вот нормализация по белку - это действительно дорогое удовольствие, но поверьте, оно этого стоит и именно оно будет на пике популярности в ближайшие год.