Артем Белов, Союзмолоко Какие сегменты молочного рынка будут расти?
Руководители и владельцы предприятий - лидеров отрасли обсудили перспективы развития молочной индустрии на презентации рейтинга крупнейших переработчиков России. К онлайн-встрече и трансляции мероприятия на YouTube присоединились более 200 компаний. Все рейтинги можно найти на https://top.milknews.ru/, а трансляцию - на YouTube.
Генеральный директор Союзмолоко Артем Белов рассказал на встрече о том, куда в ближайшие годы есть смысл идти инвесторам и за счет чего будет расти рынок. Milknews обобщил советы эксперта.
За последние два года каждый пятый рубль, вложенный в пищевую промышленность, пришелся на молочную переработку. Это позволило сектору выйти на первое место по объемам инвестиций среди перерабатывающих отраслей, что невозможно было представить 8-9 лет назад. В 2019 году объем инвестиций составил порядка 50 млрд руб., а в сумме за 10 лет - более 250 млрд руб.
Куда пошли эти средства? Значительный объем этих средств был направлен в развитие отрасли сыроделия, и вследствие этого в рейтинге крупнейших переработчиков присутствует значительное количество как отечественных, так и международных компаний, работающих именно в этом сегменте. Сыроделие и в дальнейшем, по нашим оценкам, будет развиваться очень динамично, и сыродельные предприятия будут занимать все больше строк в рейтинге и все более высокие позиции в нем.
Кроме того, существенный объем инвестиций - порядка 172 млрд руб. - был вложен в производство традиционной молочной продукции, прежде всего цельномолочной. Этот тренд также отражен в рейтинге: помимо международных компаний, традиционно занимающих верхние строчки рейтинга, мы здесь видим очень высокую динамику развития целого ряда региональных компаний, которые “выстрелили” последние 5-7 лет и превратились из локальных лидеров в заметных федеральных игроков. Сегодня однако встает вопрос, насколько доходность традиционного сегмента позволит инвесторам и дальше развиваться, особенно в ситуации стагнации доходов населения.
В результате такого серьезного вливания инвестиций мы увидели интенсивный прирост объемов переработки. По нашим оценкам, ежегодно он составлял 3-5% и особенно активным был в 2019-2020 гг. Это обусловлено тем, что именно в последние два года в отрасль было вложено практически 100 млрд руб.
Важно понимать, что этот рост происходил по сути на фоне стагнации спроса. Часть компаний росла очень сильно, но это происходило за счет того, что другие теряли свою долю на рынке или вовсе с него уходили. Это интересный тренд с точки зрения специализации и стратегии как крупных международных компаний, так и локальных игроков.
В целом хотелось бы подчеркнуть, что переработка росла несмотря на неустойчивый спрос, падение доходов населения, которые за 10 лет сократились на 10%, и негативную ситуацию с потреблением.
Почему это происходило? Во-первых, в эти десять лет мы наблюдали снижение объемов импорта - он упал фактически на треть. Объем поставок сокращается, меняется их структура: меньше импортируем сухих молочных продуктов, больше - сыров. Это во многом связано со стратегией Республики Беларусь: сыры - в Россию, сыворотка - в Китай.
Во-вторых, сыграла роль ситуация с ковидом. Введенные ограничения привели к росту спроса на целый ряд продуктов молочной категории, что отразилось на повышении объемов переработки молока - спрос повысился прежде всего на молокоёмкие продукты.
В-третьих, повлияло активное развитие экспорта. Темпы роста исчисляются двузначными темпами. В 2020 году мы приросли на 24% в натуральном выражении и на 12% в деньгах, а в 2021 году - на 20% в первые 5 месяцев в натуральном выражении и на 24% в деньгах. В 1,5 раза увеличился объем поставок в третьих страны - за пределы СНГ, что связано с открытием целого ряда рынков Юго-Восточной Азии, Африки. Слабый рубль способствовал развитию экспорта, и мы думаем, что этот тренд будет долгосрочным.
Где мы видим потенциал роста? Россия уже является сильным молочным рынком, но при этом имеем существенный потенциал наращивания потребления молочной продукции. Конечно, здесь нужно сделать оговорку, что рост потребления возможен только в случае, если будут расти доходы населения. Если мы будем анализировать корзину самых богатых и самых бедных россиян, мы увидим, что объем потребления молочных продуктов отличается в разы: 10% самых богатых россиян потребляют на уровне медицинской нормы (325 кг на душу населения), а 10% самых бедных отстают от нее фактически в два раза.
Однако если сравнивать Россию с целым рядом развитых молочных стран, то мы существенно уступаем и Финляндии, и Германии, и Австрии, и Литве, и Польше, и Швейцарии, и США, и Франции. И даже Беларуси мы на самом деле уступаем. Официальные данные Росстата по уровню потребления - 241 кг на душу населения в пересчете на молоко, но если брать только переработанную продукцию из товарного молока, то получится уже 190 кг. Это открывает совсем другой потенциал роста потребления с точки зрения инвесторов.
Какие сегменты будут расти? Если мы посмотрим динамику инвестиций за последние 10 лет, то мы увидим, что сегмент классической цельномолочной и кисломолочной продукции был очень серьезно проинвестирован. Здесь увидеть потенциал довольно сложно (за очень редким исключением).
Динамично будет развиваться сегмент сыров. Сегодня мы потребляем порядка 5,5 - 6 кг на душу населения в год. Это очень немного, поэтому бизнес видит здесь потенциал - уже сейчас объем заявленных к реализации проектов оценивается в 250 тыс т по всем видам сыров. Сыроделие будет оставаться одним из самых динамично развивающихся сегментов и будет менять ландшафт рейтинга крупнейших переработчиков.
Вслед за сырам идет сыворотка. Этот продукт был переосмыслен в последние 15 лет. Пара “сыр - сыворотка” очень интересна сегодня с точки зрения доходности. Наши белорусские коллеги в этом сегменте реализуют очень интересную и правильную стратегию, работая именно в паре “сыр - сыворотка”. Нужно перенимать этот позитивный опыт.
Еще один динамично развивающийся сегмент - биржевые товары. Я очень надеюсь, что будут введены дополнительные меры государственной поддержки со стороны Минсельхоза России. Пока в рейтинге нет компаний, специализирующихся на производстве сухих биржевых молочных продуктов. Тем не менее рядом компаний сейчас реализуется несколько амбициозных проектов, и в ближайшие годы они войдут если не в топ-30, то в топ-50. Этот сегмент будет интересен как с точки зрения внутреннего рынка, так с точки зрения развития экспорта.