Алексей Фатыхов, «Азбука сыра» Мы планируем расширять мощности, чтобы войти в ТОП-3 производителей сыра
20 июля состоится очередное заседание «Молочных сессий», организованное Национальным союзом производителей молока (Союзмолоко) и Milknews. В ходе мероприятия пройдет обсуждение обновленных рейтингов крупнейших компаний отрасли - лидеров в производстве молока и молочных продуктов, а также сыров. В преддверии «Молочных сессий» мы поговорили с генеральным директором татарстанского ООО «Азбука сыра» Алексеем Фатыховым о текущей ситуации на сырном рынке страны, планах предприятия по модернизации мощностей, а также видении дальнейшего развития отрасли.
Milknews: Как вы оцениваете текущую ситуацию на отечественном рынке сыров? С какими трудностями сталкиваетесь в условиях санкционного давления и как их преодолеваете?
А. Фатыхов: Как мне кажется, ситуация на сырном рынке в России стабильная, но напряженная, а точнее стабильно напряженная. С одной стороны, рост сырья почти на 40% к прошлому году, с другой стороны, снижение покупательской способности давят на производителей.
На этом фоне акцент опять начал смещаться в сторону потребления фальсификата. Так, по итогам 2020 года, производство сырного продукта составило около 20% от общего объёма, а реализации по данным сетевого ритейла не более 5%.
Напомню: весь сырный рынок оценивается в 750-850 тыс. тонн в год. Возникает риторический вопрос: «Куда делись еще 15%???»
Ответ на этот вопрос известен всем, но ни решений, ни действий, которые бы изменили эту ситуацию, никем не предпринимаются.
В данной ситуации большое уважение вызывает ТС «Пятерочка», которая продолжает следовать стратегии качественных продуктов и не снижает, а где-то даже увеличивает требования к поставляемому товару.
С точки зрения санкций у нас ситуация аналогичная с коллегами: есть 2 направления, которые вызывают обеспокоенность: закваски и оборудование с запчастями.
И если по оборудованию и запчастям все понятно - будем приобретать по новым логистическим схемам, то по закваскам ситуация очень тревожная. Если кто-то решит заблокировать поставки, то будет очень тяжело всем. Ведь на долю импорта приходится около 98%.
Milknews: Какие проекты по модернизации или вводу новых мощностей вы реализовали в уходящем году. Планируете ли инвестиции в новые проекты в 2022 году?
А. Фатыхов: По итогам 2020 года мы вошли в ТОП-10 производителей сыра в стране. Результат, мы считаем, неплохой, хотя по нашей собственной оценке, по производству именно сыра (без учёта сырного продукта) находились немного выше.
В августе 2021 года нами был начат проект реконструкции одного из корпусов, а 15 марта 2022 года мы уже сделали первую варку в полностью обновлённом цеху на оборудовании одного из лидеров в данной отрасли. Сейчас в планах есть два проекта: первый направлен на решение инфраструктурных вопросов, связанных с увеличением роста объёма производства; второй - на дальнейшее расширение мощностей для возможности войти в ТОП-3 производителей сыра. Но сначала надо отдать часть кредитов, понять что будет с возможностью ввоза оборудования и потом уже принимать решение по дальнейшим шагам.
Milknews: В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться сырный рынок и молочная отрасль нашей страны в ближайшем будущем? Каковы ваши прогнозы?
А. Фатыхов: Чудес не бывает, и все мы зависим целиком и полностью только от потребителя, и если у него будут возможности и желание пробовать что-то новое, интересное, чуть более дорогое и качественное, то рынок будет развиваться в правильном направлении. Если же реальные доходы в долгосрочной перспективе будут снижаться, то мы увидим более яркую модель поведения - «экономия». И тогда еще большее развитие получат альтернативные молоку продукты.
Огромное количество денег вложено в хозяйствах нашей страны в развитие животноводства. На сегодня мы уверенно говорим, что в ближайшие 3-5 лет рост по качеству и объемам надоев продолжится. Я вижу, как развивается молочное животноводство, и меня это не может не радовать, но когда такое молоко перерабатывается в продукты с заменой молочного жира или добавлением каких-либо аналогов, а потом эти продукты попадают на полки, вот эта ситуация меня удручает.
Узнать подробности и зарегистрироваться на «Молочные сессии» можно по ссылке.
Флагманский спонсор мероприятия - ключевой партнер сектора «СБЕР Про». Спонсор секции переработки молока – компания «Меридиан». Спонсор секции производства молока - компания «Коджент Рус». Спонсоры мероприятия – компании ООО «Промтехкомплект», Cargill и Kieselmann Rus.