Даниил Бобков, Союзмолоко Меры наказания и суммы штрафов за нарушения обращения с навозом нуждаются в пересмотре
После принятия закона, регулирующего обращение с побочными продуктами животноводства (навозом, пометом и т.д.), в Госдуму внесли сопутствующий законопроект, прописывающий административную ответственность за нарушения требований к обращению этих продуктов, так как в КоАП РФ она не отражена. О том, насколько предлагаемое проектом наказание соразмерно правонарушению, Milknews рассказал менеджер по взаимодействию с госорганами Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Даниил Бобков.
Законопроект устанавливает административную ответственность по двум основаниям: за нарушение требований к обращению побочных продуктов животноводства (ППЖ), то есть к их хранению, транспортированию, обработке, переработке, реализации, и за нарушение требований к использованию ППЖ, то есть к внесению их в почву.
В части нарушений требований к обращению с ППЖ пояснительная записка к законопроекту указывает, что санкции в предложенном размере избраны по аналогии с со статьей 8.2.3 КоАП «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства». Сумма штрафа доходит до 350 тысяч рублей для юридических лиц, а при повторном нарушении – до 450 тысяч рублей. При этом установлена возможность приостановления надзорным органом деятельности предприятия на срок до 90 суток.
В части нарушений требований к использованию ППЖ законопроект по сути приравнивает такие нарушения к уничтожению плодородного слоя почвы, порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Санкции по данному основанию включают штрафы до 80 тысяч рублей для юридических лиц, а также приостановление деятельности до 90 суток.
Важно понимать, что санкция в виде приостановления деятельности существенно влияет на непрерывность функционирования сельскохозяйственных предприятий, которые не могут без крайне значительных издержек прекратить производство молока и остановить свою деятельность. Естественные процессы жизнедеятельности животных приостановить невозможно, что делает предписание об административном приостановлении деятельности в случае его оформления технически невыполнимым. Возникает вопрос о соблюдении принципа соразмерности административного наказания совершенному правонарушению.
Кроме того, разработанная Правительством РФ концепция нового Кодекса об административных правонарушениях в принципе призывает отказаться от такого инструмента как административное приостановление деятельности.
Суммы штрафов, полагаем, также нуждаются в пересмотре. Разработчики проекта предлагают санкции, которые и ранее применялись к недобросовестным хозяйствующим субъектом в контексте нарушений при обращении с отходами, пестицидами и агрохимикатами.
При внесении побочных продуктов животноводства в поля с нарушениями установленных требований ущерб почвенному покрову, очевидно, не может быть сопоставим с таковым от нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, а также отходами производства и потребления, в принципе не предназначенными для внесения в почву в любых видах, состояниях и количествах. Навоз и помет – специфичные для АПК вещества, и накладывать равные санкции за нарушения требований по обращению с ППЖ, как если бы это был какой-либо отход, или, например, пестицид, представляется не вполне корректным.
Следовательно, законопроект нуждается в некоторой доработке перед его вероятным принятием в осеннюю сессию Государственной Думы.