компоненты

Андрей Даниленко Я хочу быть лучшим лоббистом российского продовольствия


В начале 2019 года в Национальном союзе производителей молока сменилось руководство - на X съезде Союзмолоко Андрей Даниленко заявил, что уходит с поста председателя правления ассоциации после 10 лет работы. Спустя четыре месяца Milknews пообщался с Даниленко и узнал его мнение о работе созданного им союза, уходе, дальнейших планах и том, как изменилась российская молочная отрасль за прошедшее десятилетие.  

 

О новых проектах

Milknews: Вы возглавили экспертную группу «Предпринимательская деятельность в сфере сельского хозяйства» в рамках проекта Минэкономразвития «Трансформация делового климата». Что это? Чем она отличается от всех остальных рабочих групп?

Андрей Даниленко: В процессе своей работы в Союзмолоко я постоянно сталкивался не только с проблемами молочной отрасли, но и трудностями для всего продовольственного сектора общими, особенно, когда возглавлял Общественный совет при Минсельхозе России. Cчитаю, что на сегодняшний день участники молочной отрасли тесно взаимодействуют между собой, может не всегда идеально, но у них есть четкое понимание общих отраслевых проблем. В то же время у продовольственного сектора такой консолидации нет. Я поставил для себя задачу вникнуть в проблемы других отраслей, понять, по каким темам возможно достигнуть консолидированных позиций.

ТДК - это один из инструментов, который будет в этом помогать. Также у меня появилась новая роль в рамках ЕАЭС.
 

Milknews: Какая?
 

Даниленко: В рамках Делового совета ЕАЭС был создан Комитет по продовольственному рынку, сопредседателем которого я являюсь. Задачи этого комитета схожи с ТДК, только на межстрановом уровне: вопросы  технического регулирования,, таможенно-тарифного законодательства,, фитосанитарного контроля и др. Я осознаю, что долгое время не смотрел за пределы молочной отрасли,, а теперь у меня «учебный процесс».
 
Вообще моя мечта, к которой, надеюсь, мне удастся максимально приблизиться - это работа над стимулированием роста потребления российского продовольствия. Мы слишком сосредоточились на том, как произвести, но недостаточно думаем о потреблении и потребителе. Порой даже общаясь с  “экспертами рынка”, иногда слышишь такие абсурдные мнения по поводу безопасности и качества продукции, что диву даешься. У нас в стране нет консолидированной системы стимулирования потребления продовольствия. Минздрав сегодня ведет активную работу в части формирования здорового образа жизни, в том числе питания. И мы как продовольственный сектор должны принимать в этом активное участие, иначе в один прекрасный день могут все решить за нас.
 


 

Milknews: Каков план действий по осуществлению этой мечты?
 

Даниленко: Пока не могу об этом объявлять, но все станет известно в ближайшее время. На данный момент создается платформа, которая, я надеюсь, превратится в единую систему стимулирования потребления продукции, произведенной на территории Российской Федерации, будет помогать развеивать мифы и сообщать достоверную информацию о качестве и безопасности отечественной продукции.

Проект задействует различные каналы средств массовой информации: телевидение,  радио, соцсети и иные инструменты коммуникации с потребителем. Соответственно и самые разные форматы - от коротких информационных до масштабных специализированных материалов, рассказывающих о производстве и свойствах того или иного продукта.
 

Milknews: Героями будут российские предприниматели?
 

Даниленко: Да, в первую очередь российские предприниматели и предприятия, специализирующиеся на производстве различных видов продуктов питания, а также иностранцы, инвестировавшие в производство на территории России. На сегодняшний день я трачу львиную долю своего времени на данный проект.
 
Когда я создавал Союзмолоко, то очень много ездил по стране – общался с людьми, убеждал их и вовлекал в деятельность союза. Теперь я езжу по стране для того чтобы вникнуть в производственные процессы. Это требует большого количества времени, поэтому минимум 2-3 дня в неделю я в дороге. Это непростая, но очень интересная и содержательная работа.
 

Milknews: Почему вы пошли в медийную историю, а не сделали свое производство и переработку? Вы же знаете все от начала и до конца.
 

Даниленко: Я все-таки люблю делать то, чего еще никто не делал. Когда-то не было союза, защищающего интересы производителей молока, с командой единомышленников мы создали то, чего не существовало. А производством я уже занимался и здесь также был первым в смысле технологий: сначала в производстве молока-сырья, затем готовой молочной продукции. Сейчас мне интересно создать качественный медийный проект по популяризации сельского хозяйства и производства отечественного продовольствия. Это указанием сверху не сделаешь - нельзя приказать со следующего года «любить сельское хозяйство и российское продовольствие».
 
Было несколько телевизионных проектов, но они не взлетели по разным причинам. Если мы хотим популяризировать село и производство сельхозпродукции, то подход должен быть очень креативным, а информация достоверной. Мне интересно, получится ли у меня сделать проект по-настоящему успешным,, а построить очередной завод – на данный момент неинтересно. Я вхожу в Советы директоров ряда продовольственных компаний и при желании могу снова погрузиться в производственный процесс.
 
По сути то, чем я сейчас занимаюсь, это формирование с нуля частно-государственного партнерства, которое может через какое-то время превратиться в актуальный формат взаимодействия, соответствующий потребностям всех участников потребительского рынка.
 

Milknews: То есть государство участвует каким-то образом в вашем проекте?
 

Даниленко: Государство играет определенную роль в этом проекте, я не сам себе поставил такую задачу - мне понравилась идея.


 

Об уходе

Milknews: Как прошел этот день, когда вы публично объявили об уходе из союза? Не было ли желания сказать: «Ой, нет, что-то я все-таки не готов»?
 

Даниленко: Во-первых, мысли об этом решении появились у меня примерно за полгода до съезда, было много времени подумать. Во-вторых, хотя были и грустные моменты, но я встал в этот день в очень хорошем настроении, был  доволен тем, как прошел съезд, и если честно, ощутил после объявления своего решения необычайное удовлетворение.
 
Понимаю, что сейчас ходит много разных легенд о том, почему я ушел. Это было мое личное решение, никто меня не уговаривал, не убеждал. Я 10 лет  руководил этой организацией, создал ее с нуля, и считаю, что Союзмолоко сегодня полноценная, рабочая структура, способная делать для отрасли все необходимое. Есть хорошая команда, есть программа развития отрасли, есть понимание, какие инструменты необходимы для поддержки сектора. И 10 лет -  просто очень хороший момент сказать: «Все, я свою задачу выполнил, пора начать что-то новое». Прошлую «десятилетку» я посвятил производству.
 
Да, у меня были раздумья, но с другой стороны, это же общественная организация, а не моя личная компания. Я очень доволен принятыми решениями. Сохранять должность в Союзмолоко и качественно заниматься новым проектом  одновременно - невозможно. Думаю, что смогу помогать молочной отрасли уже в новом качестве.
 

Milknews: Какая была реакция на ваш уход? «Андрей, зачем ты это делаешь, ты с ума сошел, как ты можешь бросить Союзмолоко?» Или, наоборот, «ой, классно, правильно сделал, пора уже идти дальше».
 

Даниленко: Да, реакции разные были, начиная от "ни в коем случае этого делать не надо было" до "да, Андрей, мы тебя прекрасно понимаем, 10 лет это большой срок, ты вырос из штанишек, тебе уже хочется большего". До съезда о моем решении знало очень небольшое число людей.
 

Milknews: Какие интересные предложения о работе вам поступили после того, как вы покинули Союзмолоко?
 

Даниленко: Не могу похвастаться каким-то обилием конкретных предложений. Поступало много вопросов, чем я буду дальше заниматься, в надежде услышать, что я открыт для приглашений. Были предложения заняться лоббизмом интересов какого-то конкретного крупного холдинга или в очередной раз возглавить какое-нибудь отраслевое объединение, но я каждый раз объяснял, что, уходя из Союзмолоко, я четко понимал, чем буду заниматься дальше.

В первую очередь, я хочу стать высокопрофессиональным экспертом агропродовольственного сектора и создать структуру, способную эффективно и аргументированно продвигать интересы российских производителей продуктов питания, в том числе и на внешних рынках.
 

Milknews: Многие думали, что вы пойдете возглавлять какую-то государственную структуру или вас заберут в Минсельхоз?
 

Даниленко: Все, кто знаком с моей биографией, знают, что я еще ни разу в жизни не шел туда, где все «уже готово».
 

Milknews: Велась эта эпохальная борьба с ЭВС, было много грязи со стороны ваших противников. Вам никогда не хотелось судиться, заставить их ответить за обвинения в том, что вы американский шпион или пытаетесь рейдерски захватить Верещагина (прим. - АО «Учебно-опытный молочный завод» ВГМХА им. Н. В. Верещагина)?

Даниленко: Я уже больше трех лет регулярно выступаю в эфире у Владимира Соловьёва и в начале очень расстраивался, когда читал в ютубе комментарии к той или иной программе. Потом я понял, что это неизбежная часть публичности: обязательно найдутся люди, которых ты будешь раздражать даже просто фактом своего существования.  Каждый имеет право на свое мнение.

Кроме того, я убежден, что большая часть общества разумна, и когда выходят очевидно заказные материалы, то люди в них не верят. Подозреваю, что с учетом моего нового проекта желающих меня покритиковать будет достаточно, и это нормально. Невозможно нравиться всем. Ведь, в конечном счете, главное - результат.

 

О Союзмолоко


Milknews: Какие три главных достижения вы считаете важными за это десятилетие?
 

Даниленко: Очень горжусь тем, что удалось объединить молочную отрасль. Я не знаю мировых примеров, где и переработчики и производители молока консолидированы в одной организации и находят взаимопонимание. Это первое. Второе: я очень горжусь Программой развития молочной отрасли до 2020 года, разработанной союзом в 2014 году. Это очень профессиональная комплексная стратегия. Может быть у других подотраслей есть такие программы, но я с ними не сталкивался.
 

Milknews: Хотя ее много критиковали…
 

Даниленко: Можно критиковать любой документ. Мы просто единственные, кто сделал программу публичной, и это тоже наше большое достижение. Конечно, ее будут критиковать, но каждый пункт этой стратегии так или иначе вошел в государственную программу. Это второе, чем я горжусь. И третье: за 10 лет мы сделали так, что люди  заговорили о молоке и заговорили «хорошо». Союзмолоко приложил колоссальные усилия для популяризации молока и молочных продуктов: через интервью, соцсети, публичные выступления, фестивали молока и разработанную нами программу «Три молочных продукта в день». Вот, наверное, три основные вехи.
 

Milknews: Оглядываясь назад, какое ваше решение кажется вам неверным? На какое направление вы бы сейчас бросили больше усилий?
 

Даниленко: Я иногда был в каких-то вопросах излишне категоричным, и это людей отталкивало. Мне потребовалось время, чтобы научиться понимать все стороны конфликта или дискуссии. У фермера свой взгляд на то, что он хочет видеть от союза, у производителя молока среднего размера - свой взгляд, у крупного производителя молока, агрохолдинга - третий взгляд, у регионального переработчика - четвертый. Я раньше очень сильно раздражался, когда начинал рассказывать о том, что мы сделали, а какой-то фермер говорил: “А лично мне зачем это всё?”.
 

Milknews: В каких вопросах?
 

Даниленко: Допустим, был спорный вопрос дотации на литр. Фермер мне говорил: “Отличная поддержка, давайте ее сохранять”, а крупный производитель говорил: "Да ну, не нужна эта поддержка на литр, зачем поддерживать умирающих”. Или переработчик заявлял: “Вся эта ваша программа, конечно, прекрасна, а что я с этого получу?”. Начинаешь объяснять: “Ну как же, у тебя же будет сырое молоко, оно будет для тебя доступно и по цене, и качество будет лучше”. Он мне говорит: "Я не понимаю, ты мне объясни, что ты для меня лично сделал?”.

То же самое во взаимодействии с государством: мне потребовалось время, чтобы научиться понимать - у каждого чиновника есть свое видение, свои интересы, и не всегда мое мнение для них объективно и понятно. Когда у нас был спор по распределению дотаций по качеству молока, я хорошо понимал, что это коррупционная составляющая, а для какой-то категории чиновников казалось, что это прекрасная идея: "За хорошее качество больше, а за плохое качество - меньше, что тут такого плохого? И что это вы, Союзмолоко, против выступаете?". Ты начинаешь объяснять вещи, которые тебе кажутся элементарными, а для чиновника они неочевидны. Теперь я понимаю, что все не черно-белое. Профессиональный лоббизм - это непростая работа, где ты должен учитывать интересы всех, и они при этом не всегда будут совпадать. Надо находить умные компромиссные решения.
 

Milknews: Программа развития молочной отрасли до 2020 года принесла за эти годы 100 млрд рублей господдержки сектора. В то же время вторая программа - по развитию племенного животноводства - не стала такой же успешной. Почему?
 

Даниленко: Во-первых, программа по племподдержке, по сути, стала продолжением глобальной общей программы. Я считаю, что она тоже успешная. Нет никого, кто говорит: "Да нет, она бестолковая и никому не нужна". Но сегодня это такая прекрасная заготовка для того, чтобы Министерство сельского хозяйства засучив рукава занялось племенной работой и генетикой.
 

Milknews: То есть она опередила время? Или для этого не нашлось средств?
 

Даниленко: Мы были настолько сосредоточены на государственной поддержке, что после предварительной работы не довели до ума программу по племенному животноводству. Но зато сейчас президент в своем последнем послании поднял вопрос о том, что генетика и семеноводство - ключевые элементы в АПК, которыми надо серьезно заниматься. А мы заранее эту проблему проработали, и в молочной отрасли вопрос теперь только в том, чтобы Министерство сельского хозяйства реализовало имеющийся план.

Честно скажу, что не собираюсь отстраняться от этой темы, так как генетика и селекция - самые критичные вопросы всего агропродовольственного сектора. Я буду способствовать формированию локальных производств, совместных предприятий, стараться лоббировать максимально благоприятные условия, чтобы эта локализация происходила. Есть направления, где мы безнадежно отстали, и самый лучший способ догнать, как мы делали в истории России неоднократно, это убедить иностранцев локализовать эту деятельность на территории России.

Milknews: Следили ли вы за тем, что происходит в Союзмолоко? Как оцениваете то, что там происходит?

Даниленко: Не хочу себя ни с кем сравнивать. Обновленное руководство Союзмолоко вносит свои идеи, новые предложения, некорректно мне каким-то образом это комментировать. Я горжусь тем, что за 10 лет сделал, и надеюсь, что Союзмолоко будет и дальше замечательно развиваться. Буду с огромным удовольствием помогать при необходимости. Но важно дать обновленному руководству себя проявить, почувствовать себя спокойно, комфортно, уверенно работать и двигаться вперед.
 

Milknews: Некоторые неоднозначно восприняли назначение на пост председателя правления Штефана Дюрра, потому что он крупнейший производитель молока в России и получает больше всех господдержки, а значит, может зависеть от министерства.
 

Даниленко: Такие риски существовали и когда я был председателем правления, и меня критиковали за определенную зависимость от тех или иных участников союза. Я Штефана знаю давно как трудолюбивого и разумного человека, очень уважаю его за то, что он сделал - создал такую компанию, как “Эконива”.

Кроме того, суть общественной организации в том, что решения принимаются правлением, и у председателя нет решающего голоса, он не может ничего никому приказать. Председатель правления это, по сути, медиатор, человек, который эффективно транслирует государству и в публичное пространство решения правления.

Пока ты прозрачно выражаешь интересы большинства, то никаких претензий быть не должно. Я верю, что Штефан способен это сделать. Есть исполнительная дирекция, которая никаким образом не ангажирована, есть генеральный директор Союзмолоко, который не имеет собственного молочного бизнеса. Все балансы и противовесы выстроены.
 

Milknews: А какой бы вы совет или напутствие дали команде, которая сейчас работает?
 

Даниленко: Думаю, что мой главный успех был в том, что я всегда старался найти компромиссные решения. Я желаю обновленному руководству сделать все возможное, чтобы продолжать выражать мнение большинства, даже когда это идет вразрез с видением органов государственной власти. Для этого и существует позиция отраслевого объединения: "Извините, это не мое личное мнение, это мнение союза".
 


 

О далеком будущем

Milknews: У вас есть супердолгосрочный план? Что-то вроде “сейчас я сделаю этот проект, а потом куплю домик на Капри и буду писать там мемуары”.
 

Даниленко: Я трижды пересекал Атлантику на маленьком турбовинтовом самолете и теперь очень хочу сделать это на парусной лодке. Если совсем долгосрочно, то хотелось бы сделать проект по стимулированию потребления российского продовольствия, а дальше заниматься формированием имиджа российского продовольствия уже на международных рынках. Концепция "Покупай российское" это скучно, не летит. На западных рынках формат “у нас есть медведи, цыгане, и поэтому вы должны покупать наше продовольствие” - тем более работать не будет.

Я хочу быть лучшим лоббистом российского продовольствия, потому что верю в это, как и во все то, чем когда-либо занимался. Это, наверное, самая короткая формулировка моих ближайших целей и задач.

Milknews: Что-то конкретно уже сделано в этом направлении?
 
Даниленко: Я очень долгое время отказывался от присутствия в социальных сетях, но сейчас очевидно, что с учетом моих новых целей и задач избежать этого невозможно. Поэтому у меня появился инстаграм, в котором можно увидеть часть той работы, которой я сейчас занимаюсь. По мере того, как проект будет развиваться, буду с удовольствием о нем рассказывать.

1557732180

11266 просмотров

19 сессии
Молочные заводы
Комментарии
Мустанг ЖИР
кизельман-март-24
Эводрайв

Нов 5 мин еженедельно
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
ГОМОНИЗАТОР

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы