Тимур Гасиев Стоит ли инвестировать в сельское хозяйство?
Коммерческий директор «Саховат Бройлер» Тимур Гасиев рассказал Milknews, стоит ли инвестировать в сельское хозяйство, чем как выбрать правильную сферу для вложения денег, каких подводных камней нужно избегать и на какие удачные примеры стоит равняться.
Инвестиции в сельское хозяйство – дело рискованное и требующее внимательного подхода. Хотите проиграть деньги – идите в казино. Хотите проиграть деньги и мучиться – идите в сельское хозяйство.
Самая главная проблема в сельском хозяйстве – не только в России, но и везде в мире – нехватка денег у населения. Люди подходят к такой черте, что у них элементарно нет денег на продукты. Это становится огромной проблемой для сельского хозяйства. В нормальных условиях человек должен тратить на еду до 30-50% своего заработка. В России, насколько я знаю, эта цифра сегодня приближается к 70-80%. Это ненормально. Нельзя тратить всё на еду: человеку нужны книги, развлечения, одежда.
Как нехватка денег у населения сказывается на сельском хозяйстве?
Есть «ступени» потребления определенных продуктов. Иначе говоря, когда человек начинает зарабатывать определенную сумму, он может себе позволить те или иные продукты. Так, когда человек зарабатывает от 15 долларов в день, он начинает употреблять белок, покупает мясо. Зарабатывая меньше 15 долларов, человек, как правило, мяса не ест. Такая тенденция есть во всем мире, с той разницей что где-то люди едят рис, у нас же – гречку.
Конечно, при заработке в 15 долларов люди входят в «белковую зону», однако поначалу употребляют самый низкокачественный белок. Между 15 и 50-70 долларами находится следующая ступень, на которой человек позволяет себе покупать одежду, гаджеты, однако новые позиции среди его гастрономических предпочтений пока не появляются. Психология современного потребителя такова, что он может иметь десятый iPhone и питаться дешевыми полуфабрикатами.
Чем нужно руководствоваться, инвестируя в сельское хозяйство?
Несмотря на непростую ситуацию, в сельское хозяйство, конечно, стоит инвестировать, однако надо понимать, в какую именно сферу и в какой момент стоит вкладываться, чтобы вывести на рынок актуальный и востребованный продукт. В свое время стремительно набрала популярность индейка – это было что-то новое.
Пустые, незанятые рынки есть и сейчас. В птицеводстве неосвоенной осталась экзотика – мясо страуса, перепелки. Недостаточно сильно, на мой взгляд, развит и мелкий рогатый скот. Крупный рогатый скот развивается более или менее стабильно. В свиноводство вкладываться точно не стоит. Если посмотреть все проекты, которые сейчас должны запуститься, можно заключить, что в ближайшие лет пять рынок свинины будет заполнен на 150%, и значительную часть этого рынка будет занимать топ-5 крупнейших производителей мяса.
Из не вполне занятых ниш на сельскохозяйственном рынке можно отметить производство фруктов, овощей и ягод.
Кроме того, сегодняшнему российскому сельскому хозяйству нужны теплицы. Это то, во что стоит инвестировать. Однако срок окупаемости этого вложения – не менее десяти лет. Между тем, даже банки не рассматривают инвестиционные проекты сроком более пяти лет. Как правило, речь идет о сроке в три года, максимум – в пять лет. Неизвестно, что будет завтра. За сто лет в России сменилось три строя, так что сегодня люди не решаются планировать свои проекты на 20 лет вперед.
Определившись с отраслью, нужно внимательно подойти к выбору региона. Важно выяснить, занята ли та или иная ниша на определенной территории, внимательно изучить обстановку. Может быть и так, что в регионе вообще нет профильных предприятий, однако в соседнем производят 150% продукции и завозят ее в регион. Таким образом, потребности в своем производстве нет, и спроса не будет.
Как повлиять на срок окупаемости вложений?
Можно попробовать снизить базовые инвестиции. Я бы советовал закупать основную массу оборудования в Китае, но основные фундаментальные вещи (поломка которых может привести к остановке производства) взял бы европейские. Их можно скомбинировать, хотя это и требует некоторых усилий. Кроме того, повлиять на окупаемость можно, если серьезно заняться маркетингом, рекламой. Однако сначала следует понять, нужен ли продукт ритейлу.
Есть ли свежие примеры удачных инвестиций?
Можно вспомнить успехи Вадима Ванеева – он удачно вышел на рынок с индейкой, когда ее нигде не было, и «раскачал» этот рынок. Сейчас он нашел новую нишу – производство утки. Ему удалось создать промышленную утку, которой нет ни у кого. Рынку нужны новаторы, готовые предложить то, чего раньше ни у кого не было. Если выйти на рынок в нужное время и в нужном месте, у продукта не будет конкурентов. По крайней мере, в первое время.
Доходность в птицеводстве может быть порядка 12-15%, и это нормально. Но зависит всё от многих факторов, от себестоимости, от сбыта. К сельскохозяйственному делу нужно подходить комплексно – уметь производить, выращивать и продавать. Заходить на голом энтузиазме глупо.
Что характерно, есть и масса неудачных примеров, например, когда люди пытались производить некий биопродукт – выносили поголовье уток на поля, выращивали птиц в течение полугода, однако получившийся продукт по своим органолептическим свойствам ничем не отличался от обычного мяса.
Кроме того, в агробизнесе важно оценивать свое положение и не заниматься самообманом. Цифры в документах можно написать любые, но если компания убыточная – это нужно понимать. В этом контексте можно вспомнить печальный пример агрохолдинга «Белая птица». Как только компания перестала получать финансирование от Промсвязьбанка, предприятие обанкротилось. Между тем, компании, которые демонстрируют правильный подход и не обманывают себя (Группа «Черкизово», Приосколье), преуспевают и предлагают качественный продукт.