Александра Гордеева, NielsenIQ 7 из 10 потребителей отмечают важность устойчивого развития
На прошлой неделе прошла открытая конференция «Роль климатического регулирования в конкурентоспособности российской продукции АПК», организованная Федеральным центром «Агроэкспорт» и АО «КЭПТ» при поддержке Минсельхоза России. О том, что потребитель сегодня видит на полках, что покупает и какие действия готов предпринимать для того, чтобы следовать “зеленой” повестке, в ходе своего выступления рассказала руководитель группы по работе с ключевыми клиентами NielsenIQ Александра Гордеева.
Прошлый год стал периодом масштабных потрясений ритейла, поскольку бренды уходили с рынка, появлялись новые товары, бренды, новые SKU, и, наверное, их было как никогда много. При этом мы видим, что потребитель сейчас в какой-то степени является инноватором. Возможно вынужденно, возможно по собственному желанию, но он активно пробует новые продукты или хотя бы время от времени выбирает что-то новое для себя.
При этом, как я сказала ранее, частично такое поведение связано с тем, что зарубежные бренды уходили, и практически половина россиян за последний год стала чаще приобретать продукты локального и местного производства, либо полностью переключилась на бренды. Это очень важный момент.
Уже 65% потребителей замечают присутствие российских марок на полках. По их мнению, в категории сыров, традиционной молочной продукции, а также в категории безалкогольных газированных напитков российских брендов стало больше. Однако не всегда потребитель понимает, действительно ли перед ним бренд местного производства.
В этом году мы проводили глобальное исследование потребителей. Российское исследование будет проводиться чуть позже, но поделюсь цифрами именно из глобального исследования. Все-таки мы причастны к миру, поэтому абсолютно справедливо тут будет сказать, что результаты актуальны и для нас. 7 из 10 потребителей оценивают для себя тему устойчивого развития как важную. Когда мы спрашиваем: “А что вы ассоциируете с устойчивым развитием?”, то в первую очередь слышим о снижении загрязнения среды, защите природных ресурсов, заботе о планете. В общем, это ожидаемые ответы.
Самое интересное - понять, что делают потребители для того, чтобы демонстрировать экологичный образ жизни и пытаться приобщиться к нему. Здесь в топе ответов мы видим: использование многоразовых сумок, а также стремление к избыточному потреблению, когда люди идут в магазин, но не пытаются минимизировать какие-то импульсные покупки и покупают только то, что необходимо - здесь на помощь приходят те самые списки покупок, которые мы иногда готовим прежде чем пойти в магазин. Помимо этого, присутствуют стратегии по минимизации потребления электроэнергии и воды. Отчасти это может быть стремлением просто сэкономить, поскольку значимая часть личного бюджета уходит на какие-то такие базовые вещи. Еще хотелось бы обратить внимание на такие варианты ответов, как покупка и употребление продуктов местного производства. Это как раз та самая отсылка к показателям, что потребитель видит продукты местного производства и, возможно, для него это способ поддержать местного производителя, поддержать экоповестку и купить то, что соответствует его представлению об экологичности и полезности для здоровья.
Несомненно, для принятия каких-то решений есть и барьеры, которые видят потребители. Здесь мы получаем то, что уже видели пару лет назад - экологичные альтернативы зачастую дороже, чем, скажем так, неэкологичные. Также потребители отмечают узкий ассортимент экоальтернатив. Наверное, это те две важные области, над которыми бизнесу и производителям в первую очередь необходимо думать и работать. Но также мы видим, что, хоть и не в топе, фигурирует отсутствие доверия к экомаркировке - иногда она очень сложная, запутанная, непонятная, непрозрачная. Однако это вопрос образования, вопрос донесения информации и коммуникации.
В завершение я хотела бы сказать, что, безусловно, все потребители разные и крупными мазками можно выделить 5 крупных групп по степени осведомленности о зеленой повестке и по степени готовности предпринимать какие-то шаги. Очевидно, что с каждой из этих групп будут свои инструменты работы и воздействия, и нужна разработка инструментов, которые помогли бы побудить потребителей следовать этой повестке.
Есть примерно одинаковое количество скептиков и евангелистов. Евангелисты - это самые ярые проповедники устойчивого развития, но довольно большую часть занимают неопределившиеся, в меру готовые, но еще не начавшие что-то делать потребители. Поэтому очевидно, что разные инструменты принесут наиболее эффективные плоды.