компоненты

Евгений Громыко, «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева В наших планах – догнать переработку за счет оптимизации ферм


О ценовой ситуации на рынке сырого молока и его дефиците, рентабельности ферм, тенденциях в переработке молока, новых продуктах, экспортных перспективах и инвестиционных планах, в интервью главному редактору Milknews Марии Жебит рассказал Советник Председателя совета директоров АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева Евгений Громыко.
 



М. Жебит: Как у вас обстоят дела с сырьевой базой и какая сегодня ценовая ситуация? 

Е. Громыко: Для агрокомплекса ситуация складывается нормально, мы не так уязвимы. Сейчас перерабатываем практически 85% собственного молока. Помимо того, что идёт на внутреннее потребление на фермах для выпойки телят. Учитывая даже сезонный спад, компания получает примерно 720-750 тонн молока ежесуточно, в пик сезона - до 900-950 тонн, иногда даже доходили до 1000 тонн, когда проводили специальные мероприятия. Только порядка 100 тонн мы продаём на рынке, поэтому ценовые колебания напрямую нас не очень касаются. 
Хочется вернуться к 2010 году, когда впервые было подписано в Краснодарском крае соглашение о сотрудничестве между производителями, переработчиками и торговлей. У каждого был свой процент, и мы его соблюдали. Но сейчас уже другие времена. 

В целом ценовую ситуацию считаем благоприятной: высокая стоимость сырья, с одной стороны, хороша для производителей, но мы понимаем, что это отразится на переработчиках и ритейле. И потом эти две пострадавшие стороны постараются отыграть свою позицию. Это сложные процессы, и поможет здесь только одно: более чёткое планирование, следование прогнозам и анализам умных людей. Для нас это Евразийское пространство, Союзмолоко и, конечно, Минсельхоз России. Это наш главный корректировщик, и он выдаёт чёткую рекомендацию на основании мнения рынка, а рынок по сути и есть Россия и Белоруссия, мы формируем сами свой рынок. 

М. Жебит: Какие у вас инвестиционные планы по сырьевой базе? С каким объёмом планируете закончить 2024 год? 

Е. Громыко: Мы планируем стабильно держать молочное поголовье на уровне 40 тыс. фуражных коров. Это базовый показатель. 

Сейчас идёт этап зачистки, реконструкции. То есть мы формируем средний класс, укрупнённые комплексы. Закрываем некоторые старые фермы малой мощности на 200-400 голов, потому что содержать их непродуктивно, особенно при нынешнем дефиците рабочей силы. На пленарном заседании я предложил рассмотреть и банку, и отраслевому сообществу, что делать с фермами, от которых избавляется крупный бизнес. Нельзя их просто бросать на разграбление. Это могло бы принести большую пользу семейным и молочно-товарным фермам, в целом бы позитивно повлияло на развитие животноводства. Это капитальные здания с уже готовой инфраструктурой: очистные сооружения, полигоны для отходов, пространства для кормления, вода и т.д. Эти старые площадки надо задействовать. 
У нас сегодня 94 фермы вместе со свиноводческими, поэтому мы и говорим, что надо продавать их каким-то небольшим фермерам. На реконструкцию старых животноводческих помещений фактически не дают поддержку. Декларация есть, а поддержки не бывает. Поэтому хотелось бы, чтобы отраслевое сообщество и банк поддержали нашу инициативу. 

М. Жебит: Поговорим про переработку. Какой объём вы реализуете через собственную розницу, а какой приходится на сеть? 

Е. Громыко: Через собственную торговую сеть мы реализуем меньше 30%. Основная масса, конечно, идёт через крупный ритейл, центры дистрибуции, мелкий и крупный опт. С сетями мы пришли к консенсусу, сегодня наконец возможен цивилизованный разговор. И в первую очередь играет роль не цена. А срок контракта, гарантия исполнения своих обязательств, качество товара, надёжность исполнения заказа, сервис. Если эти показатели даже на уровне 90% - ты никому не нужен. Наш уровень сервиса с сетями - 97%. Мы надёжные поставщики, с нами хотят работать, потому что мы выдаём сразу, много и стабильного качества. Это очень важно. Цена - вторична. Тем более, что это пока сезонный показатель, мы не научились этим управлять. 

М. Жебит: Какие у вас ТОП-3 самых растущих продукта и как вы планируете дальше расширять свои мощности?

Е. Громыко: Очень востребованы сейчас наши специализированные сливки. Крупные компании-переработчики у нас их активно покупают. Это сухая продукция: сухие сливки, сухая сыворотка, сухое молоко. Также медленно, но стабильно растущей считаем категорию твёрдых сыров.  У нас 4 твёрдых сыра, и мы в среднем продаём в сутки 120 килограммов. Планируем увеличить производство всего ассортимента сыров на 10 тонн до конца года. Сейчас в целом делаем 36 тонн в сутки. Основная доля уйдёт на увеличение твёрдой группы. Хранилище позволяет, но пока мы изучаем рынок. Сейчас как раз ожидаем от ряда сетей достойное предложение по продаже твёрдых сыров. Это говорит о росте потребительского  спроса. Кстати, в Москве работает 4 наших магазина, планируем и дальше расширяться.

М. Жебит: Как можете оценить в денежном эквиваленте объём инвестиций?

Е. Громыко: Сейчас сложно увеличивать инвестиционные планы. Поэтому действуем не по желаниям, а по необходимости. Хотим на 2-3 года взять лёгкий тайм-аут, но если сложатся обстоятельства, значит, поменяем свою позицию. Сейчас основная задача - догнать нашу переработку. Поэтому необходимо восстановить доильные залы, внимательно отнестись к оборудованию, а главное, к животным. Если для нас 9 тыс. т - это хорошо, а 7,5 - плохо, и мы уже не держим корову с продуктивностью 7,5. То для некоторых субъектов 7,5 - это высший показатель. Так что всё относительно. Мы всегда говорим, что север Краснодарского края - это юг Ростовской области. Поэтому считаем, что в эти непростые времена нужно обязательно поддержать статус здоровья животных на всех уровнях, включая ЖКТ и здоровье копыт. Потому что часто именно в этих сферах срабатывает человеческий фактор, и из-за банальных ошибок здоровое животное выбывает из стада. Это бич. И нужно менять многие технологии. Этот рывок требует больших денег, а у простого крестьянина их нет. Последние новые комплексы уже научились на чужих ошибках и постарались при строительстве учесть все нюансы. Но основная масса находится еще в старой парадигме. Почему я и говорю, что семейная ферма на 200-400 голов - это исключительно идеальная площадка. Ты каждую корову знаешь по имени, помнишь ее маму, знаешь дочку. И можешь прогнозировать продуктивность, это достаточно легкий и приятный пасьянс. Так можно работать. 

М. Жебит: Минсельхоз сделал исследование на тему, как распределяется рентабельность в зависимости от поголовья. И более-менее адекватная начинается только от 1200 голов. 

Е. Громыко: Не соглашусь. Надо правильно работать. Главное, грамотный и оптимальный подход ко всему. И я считаю, что в тех темах, которые мы здесь поднимаем, без Союзмолоко не обойтись. Все это неоднократно обсуждалось в течение последних 15 лет. Многие вещи почти доведены до ума, до логического завершения, но на время улучшения ситуации на какое-то время они выпадали из поля зрения. Надо к этому возвращаться. 

Я был на зарубежных фермах на 3, 6, 9, 12, 55 тысяч коров. Например, на ферме с 3 тыс. голов работало всего 19 человек: два собственника-американца, муж и жена, и 17 мексиканцев-разнорабочих. Мы пока ещё так не умеем. 

Главная проблема в том, что последние 10 лет мы отучали людей работать. Человек понимал, что можно схалявить, можно совсем не работать, можно временно, можно мало, можно без налогов, по серой схеме. И сложилась культура. А сейчас мы внедряем трудовое воспитание в школах. По сути догоняем то, что 10 лет разгоняли. 

М. Жебит: Видите ли вы у нас перспективу экспорта? Как мы будем решать сырьевой вопрос? Какие планы у компании?

Е. Громыко: Мы готовы поддержать любой экспорт, в том числе в страны СНГ, потому что сложилась общая культура потребления. У нас неплохие отношения с Казахстаном. Там сейчас дефицит, и я думаю, что на площадке ЕврАзЭС у России и Белоруссии прекрасный потенциал, и нам многому надо у Белоруссии поучиться, ведь она уже давно занимается экспортом в условиях жесточайших требований по качеству мяса и молока. 

Поскольку я стоял у истоков формирования отрасли агроэкспорта, могу сказать, что у нас есть перспектива. Если посмотреть на выработку молока в производстве на душу населения, то в мировом расчёте мы занимаем третье место после Америки и Пакистана. То есть на душу населения мы производим достаточно много. 90 млн производит Китай на 1,5 млрд человек, 80 млн тонн Индия, тоже на 1,5 млрд. Мы производим 145 млн. Но у нас в 10 раз меньше населения. Так что на экспорт нам хватит. К тому же, у нас прекрасно построена работа ветеринарии, различных служб: и контроль, и надзор, и учёт. Все мы делаем правильно, только не хватает рук. Также, конечно, нельзя ухудшать качество продукции, и все наладится. 

Я уверен, что экспорт продукции молокоперерабатывающей отрасли нас не напугает, тем более рынки растут. Возьмем, к примеру, Узбекистан. Там 37 млн населения, в том числе 3 млн туристов, поэтому там сложилась наша же культура потребления. Так происходит и со многими другими рынками. И если не повезем туда молоко мы, то повезет, например, Иран. 

Поэтому я абсолютно убеждён в том, что экспорт у нас будет расти, также будет меняться собственное потребление, вкусовые приоритеты. Но, уверен, что наша промышленность быстро сориентируется. 
 
1728039532

1142 просмотра

19 сессии
Молочные заводы
Комментарии
Мустанг ЖИР
кизельман-март-24
Эводрайв

Нов 5 мин еженедельно
Молочные заводы
СИБИРЬ НЕДЕЛЯ
Подпишитесь на нашу рассылку
ГОМОНИЗАТОР

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы