Эконива семена

Алексей Груздев, Streda Consulting На ТОП-10 игроков приходится более 30% рынка переработки молока


Руководители и владельцы предприятий - лидеров отрасли обсудили перспективы развития молочной индустрии на презентации рейтинга крупнейших переработчиков России. К онлайн-встрече и трансляции мероприятия на YouTube присоединились более 200 компаний. Все рейтинги можно найти на https://top.milknews.ru/, а трансляцию - на YouTube. 
 
Генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев рассказал об игроках, которые вошли в топ-30 крупнейших предприятий отрасли, их инвестиционных планах и претендентах на попадание в рейтинг в 2021 году.
 

Мы видим, что молочный рынок хоть и продолжает оставаться сегментированным, хоть уровень консолидации в молоке не сравнить с мясной или с масложировой отраслями, но в настоящий момент консолидация в секторе серьезно усилилась. Если мы примем во внимание, что всего в России работает порядка 5000 компаний, которые занимаются переработкой молока и выпуском молочной продукции, то на ТОП-10 игроков уже приходится более 30% рынка. 
 
При этом ТОП-30 занимает половину рынка. Обратите внимание, что ТОП-50 компаний на российском рынке - это всего лишь плюс 10% рынка к объемам ТОП-30, а ТОП-100, то есть ещё плюс 50 компаний - это ещё примерно 10%. Если взять тысячу компаний, то они будут занимать 95% рынка. Все крупнейшие игроки с оборотом больше 1 млрд рублей войдут в первые 200 позиций в таком рейтинге. Весь остальной сегмент занимают региональные или узкоспециализированные игроки, которые работают на локальных рынках. 
 
ТОП-30 же предприятий не только занимают 50% молочного рынка России, но и показывают самый активный прирост. В денежном выражении рынок в последние 5 лет рос не меньше чем на 7% в год, а в некоторые годы - на 10%. Это очень приличный темп. При этом большая часть участников рейтинга растёт ещё быстрее - на 15-20% в год.
 
Рейтинг условно можно поделить на три равных сегмента: около 40% занимают компании, которые специализируются на категории современных молочных продуктов, хотя они также производят и цельномолочную группу, и часть из них производит сыры; также 40% приходится на производителей сыров, и соответственно, еще 20% - это специализированные цельномолочные компании.
 
Какие изменения произошли в рейтинге за год? (рейтинг прошлого года тут) Состав ТОП-30 достаточно стабилен, в отличие от рейтинга по сырью. С учётом масштабов бизнеса игроков, здесь довольно сложно делать сильные рывки. Тем не менее, рейтинг обновился - у нас появился новый участник. По итогам 2019 года 30-е место было поделено между двумя компаниями - “Любинский молочно-консервный комбинат” и “Агрокомбинат Рязанский”. В этом году, несмотря на приличные темпы роста, им немного не хватило оборотов, и в рейтинг попал новичок - “Лебедяньмолоко”. 
 
Компания давно привлекала к себе внимание интенсивными темпами роста, но в этом году совершила ещё один мощный рывок. Это самая быстрорастущая цельномолочная компания в России: 5 лет подряд она растет на 25% в год. Это достигается благодаря огромным инвестициям. В последние годы в предприятие было вложено почти 5 млрд рублей, и сегодня это один из самых крупных цельномолочных заводов в России.
 
Если говорить о первой десятке лидеров, то здесь не произошло изменений даже в позициях игроков. Такой расклад говорит о том, что компании очень активно развиваются каждая благодаря выбранной стратегии. Все компании на протяжении 5 лет растут быстрее 10% в год, а некоторые умудряются расти по 15-20%. Конечно, это не касается лидеров рынка - “Данон” и “Пепсико”, так как при их масштабах бизнеса расти по 10% в год проблематично. При оборотах в 100-120 млрд руб. большим достижением является прирост в 2-3%. 


 
“Ренна”, ”КОМОС” и “Молвест” также остались на своих местах, и интересно, что даже втроём они не дотягивают до первой двойки лидеров. Тем не менее, они активно растут и рано или поздно, будем надеяться, у нас появится российская компания “номер три” с оборотом более 100 млрд рублей. 
 
“Ренна” - безусловный лидер на рынке сгущённого молока и мороженого, в последней категории компании в последние несколько лет удалось обойти даже крупнейших транснациональных игроков, например, Unilever и Nestle, благодаря и активному маркетингу, и активной модернизации своих комбинатов. "Молвест” тоже не стоит на месте, несмотря на свои масштабы, продолжает активно наращивать мощности по сырам, очень сильно рванула компания в сегменте сливочного масла. Сегодня можно с уверенностью сказать, что “Молвест” в категории натурального сливочного масла - крупнейший производитель. В прошлом году компания открыла новый завод по переработке сыворотки, производит WPC и пермеат, появились первые успехи в экспортных продажах в СНГ и Китай. Это, конечно, тоже большое достижение.
 
“КОМОС групп” показывает феноменальные темпы роста уже в течение 5 лет. Компания реализует огромную инвестиционную программу, наверное, одну из самых масштабных в отрасли. На всех площадках ведутся инвестиционные проекты, компания купила Казанский комбинат и наращивает его мощность до 1000 тонн в сутки, идет реконструкция Кезского завода по сырам с удвоением мощностей до 18000 тонн в год, и это будет один из крупнейших заводов России. Идёт активная модернизация мощностей в творожной категории - компания очень успешно вышла на рынок зерненого творога, модернизируется производство цельномолочный продукции, и в мороженном идет активный рост. Особо стоит отметить, что “КОМОС групп” - одна из немногих компаний, которая очень активно наращивает экспортные продажи: есть поставки в Китай и страны Ближнего Востока и даже в США. Я думаю что в ближайшие годы коллеги смогут выйти даже на рынок Евросоюза.
 
Среди лидеров роста в 2020 г., конечно выделяются производители сыров. И ГК “Фудлэнд”, и “Юговской молочный комбинат”, и “КОМОС Групп”, и Hochland, и ГК “ПиР”, и Lactalis, и Savencia - все показывают очень серьёзные темпы роста. Сыродельные предприятия делают это за счет развития производства. Каждый из них очень активно инвестирует в площадки, постоянно наращивают мощности. В частности "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева за счет запуска одно из крупнейших сырных заводов смог нарастить выручку сразу на 30% за год.
Лидер нашего предыдущего рейтинга по темпам роста - ХК «Ак Барс» (“Зеленодольской молокоперерабатывающий комбинат”). И если в прошлом году основной рост был связан с дозагрузкой приобретённых ранее заводов, то в этом году компания показала органический рост. В этом году практически на 25% нарастили выпуск продукции, что позволило им обеспечить прирост выручки. 

Стоит отметить и результаты “Ирбитского молочного завода” . Это единственный в ТОП-30 государственный завод, который очень активно развивается. Каждый год модернизирует мощности: сначала цельномолочное производство, потом подтянули мороженое, провели ребрендинг, успешно расширили ассортимент в современных молочных категориях. Это позволяет компании уже два год подряд показывать рост в 15-20% в год.


Во второй десятке уже более разношёрстный состав, и более плотно компании идут в рейтинге - разница уже в пределах 20%, а в конце двадцатки и вовсе в рамках 100 млн руб. Это даёт возможность каждому из игроков за один рывок сильно подниматься в позициях в рейтинге. Темпы роста у большинства компаний этой десятки также не ниже 10-15% в год - это достойно уважения.

Ньюсмейкером 2021 года, безусловно, стал Ehrmann. Компания продолжает удивлять уже не первый год. Рывок был сделан безусловно в 2017 году, когда компания вывела на рынок свой флагманский на сегодняшний бренд Epica. Этот продукт по большому счёту сформировал целый новый сегмент на рынке йогуртов и дал возможность вырасти и конкурентам - в сегменте высокобелковых йогуртов в последние 3 года появилось сразу 2-3 новых игрока, которые смогли войти в десятку крупнейших на этом рынке. В мае 2021 года стало известно, что “Эрманн” приобретает бизнес FrieslandCampina в России - это позволит компании войти сразу в топ-10 по итогам 2021 года. 

Второй очень активно растущий игрок - это конечно компания “Экомилк”. Ещё три года назад все на рынке знали его как производителя масла, но на сегодняшний момент компания вышла в сегмент цельномолочной продукции, йогуртов, творожных и рассольных сыров благодаря строительству нового завода в Московской области. В ближайшее время будет запущен сырный завод в Московской области и продолжают развивать свой молочный актив в Новосибирской области. С таким объёмом инвестиций компания вполне может войти и в топ-10 игроков в ближайшие 2-3 года, если все намеченные планы будут благополучно реализованы.

Компании “Доминант” и МПК “Сырный дом” (“Ровеньки-Маслосырзавод”)  не показали серьёзных темпов роста, но причины здесь абсолютно технические - обе компании ведут реконструкцию своих заводов, и снижение темпов роста вызвано именно временными остановками производства. Тем не менее они реализуют большие крупные проекты. “Доминант” очень активно взялся за сегмент творогов. “Ровеньки” продолжают активно наращивать мощности в сырах, и уже в следующем году мы увидим совсем другие темпы роста.


Если говорить о третьей десятке рейтинга, здесь компании идут максимально плотно. В этом блоке мы видим в большей степени цельномолочные заводы - крупнейших региональных игроков. Это и ГК “РосМол” - лидер Уральского региона, и “Барнаульский молочный комбинат” - лидер Сибири, и “Ирбитский молочный завод” - крупнейший на Урале, и Пискаревский молзавод - лидер в СЗФО. Тем не менее темпы роста у компаний в цельномолочный категории  сопоставимы с ростом рынка. Нужно понимать, что в ближайшие годы для того, чтобы продолжать расти и устойчиво развиваться этого будет уже недостаточно. Необходимо будет задуматься о том, что ещё можно сделать с точки зрения развития ассортимента и усиление своего присутствия в более маржинальных категориях продукции.

“Ува молоко”, которое и так уже входит в десятку крупнейших сырных компаний страны, в 2020 году приобрела два молочных завода Татарстана. В этом году планируется запустить одну площадку, ориентированную на производство полутвёрдых сыров, вторая будет производить мягкие сыры. Эти два завода в 2021 году дадут серьёзную прибавку в выручке. Кроме того, компания имеет довольно серьёзные планы в переработке сыворотки в рамках сырного кластера “Сырная долина” в Московской области и экспорте этого продукта. Это позволит компании довольно сильно укрепить позиции.  

“Барнаульский молочный комбинат” - лидер Сибирского федерального округа - также активно вкладывается в развитие мощностей. В последние годы большой объем инвестиций компания вложила в реконструкцию двух своих небольших сырных площадки - вышли в сегмент твёрдых сыров, заняли хорошие позиции в плавленных сырах. В 2020 году был приобретён завод по производству детской молочной продукции “Модест”,  и компания вышла в новую для себя категорию.

В третьей десятке мы также видим две транснациональные компании. Первая - Savencia Fromage & Dairy, которая в 2018 году приобрела “Белебеевский комбинат”, что позволило компании сразу занять лидирующие позиции в твёрдых сырах. В 2020 году было успешно запущено производство мягких сыров Supreme, хорошие позиции смогла занять на рынке премиальных сыров с белой плесенью, а также компания всегда была признанным лидером в сегменте сыров с голубой плесенью. Пока это импортный продукт, но в ближайшие годы сыры с голубой плесенью компания скорее всего локализует.

Бизнес Valio в 2014 году после введения эмбарго и запрета импорта получил наиболее сильный удар, но тем не менее компания восстановилась и в последние годы показывает очень хорошие темпы роста - активно расширяет линейку, усилила свои позиции в modern dairy, в сегменте твердых и плавленых сыров. Коллеги вернули те позиции, которые были до 2013 года. Конечно, рынок изменился и непросто даётся компании возвращение, но тем не менее очень активно работают, и это нельзя не отметить. 
 

8169 просмотров

беларусь ТОП

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
extenso
КНР Союз 27.09
Спиракс 20.10

МЕД 7.10
ИНТЕР ФУД УРАЛ 25.11
ДЗЕН кв
Подпишитесь на нашу рассылку
МЕГАМИКС 30.06


Аналитический центр Milknews
Соцсеть для животноводов
Сибирская агронеделя 12.11
Соцсеть для животноводов
Сибирская агронеделя 12.11