Алексей Груздев, Streda Consulting На ТОП-10 игроков приходится более 30% рынка переработки молока
Руководители и владельцы предприятий - лидеров отрасли обсудили перспективы развития молочной индустрии на презентации рейтинга крупнейших переработчиков России. К онлайн-встрече и трансляции мероприятия на YouTube присоединились более 200 компаний. Все рейтинги можно найти на https://top.milknews.ru/, а трансляцию - на YouTube.
Генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев рассказал об игроках, которые вошли в топ-30 крупнейших предприятий отрасли, их инвестиционных планах и претендентах на попадание в рейтинг в 2021 году.
Мы видим, что молочный рынок хоть и продолжает оставаться сегментированным, хоть уровень консолидации в молоке не сравнить с мясной или с масложировой отраслями, но в настоящий момент консолидация в секторе серьезно усилилась. Если мы примем во внимание, что всего в России работает порядка 5000 компаний, которые занимаются переработкой молока и выпуском молочной продукции, то на ТОП-10 игроков уже приходится более 30% рынка.
При этом ТОП-30 занимает половину рынка. Обратите внимание, что ТОП-50 компаний на российском рынке - это всего лишь плюс 10% рынка к объемам ТОП-30, а ТОП-100, то есть ещё плюс 50 компаний - это ещё примерно 10%. Если взять тысячу компаний, то они будут занимать 95% рынка. Все крупнейшие игроки с оборотом больше 1 млрд рублей войдут в первые 200 позиций в таком рейтинге. Весь остальной сегмент занимают региональные или узкоспециализированные игроки, которые работают на локальных рынках.
ТОП-30 же предприятий не только занимают 50% молочного рынка России, но и показывают самый активный прирост. В денежном выражении рынок в последние 5 лет рос не меньше чем на 7% в год, а в некоторые годы - на 10%. Это очень приличный темп. При этом большая часть участников рейтинга растёт ещё быстрее - на 15-20% в год.
Рейтинг условно можно поделить на три равных сегмента: около 40% занимают компании, которые специализируются на категории современных молочных продуктов, хотя они также производят и цельномолочную группу, и часть из них производит сыры; также 40% приходится на производителей сыров, и соответственно, еще 20% - это специализированные цельномолочные компании.
Какие изменения произошли в рейтинге за год? (рейтинг прошлого года тут) Состав ТОП-30 достаточно стабилен, в отличие от рейтинга по сырью. С учётом масштабов бизнеса игроков, здесь довольно сложно делать сильные рывки. Тем не менее, рейтинг обновился - у нас появился новый участник. По итогам 2019 года 30-е место было поделено между двумя компаниями - “Любинский молочно-консервный комбинат” и “Агрокомбинат Рязанский”. В этом году, несмотря на приличные темпы роста, им немного не хватило оборотов, и в рейтинг попал новичок - “Лебедяньмолоко”.
Компания давно привлекала к себе внимание интенсивными темпами роста, но в этом году совершила ещё один мощный рывок. Это самая быстрорастущая цельномолочная компания в России: 5 лет подряд она растет на 25% в год. Это достигается благодаря огромным инвестициям. В последние годы в предприятие было вложено почти 5 млрд рублей, и сегодня это один из самых крупных цельномолочных заводов в России.
Если говорить о первой десятке лидеров, то здесь не произошло изменений даже в позициях игроков. Такой расклад говорит о том, что компании очень активно развиваются каждая благодаря выбранной стратегии. Все компании на протяжении 5 лет растут быстрее 10% в год, а некоторые умудряются расти по 15-20%. Конечно, это не касается лидеров рынка - “Данон” и “Пепсико”, так как при их масштабах бизнеса расти по 10% в год проблематично. При оборотах в 100-120 млрд руб. большим достижением является прирост в 2-3%.
“Ренна”, ”КОМОС” и “Молвест” также остались на своих местах, и интересно, что даже втроём они не дотягивают до первой двойки лидеров. Тем не менее, они активно растут и рано или поздно, будем надеяться, у нас появится российская компания “номер три” с оборотом более 100 млрд рублей.
“Ренна” - безусловный лидер на рынке сгущённого молока и мороженого, в последней категории компании в последние несколько лет удалось обойти даже крупнейших транснациональных игроков, например, Unilever и Nestle, благодаря и активному маркетингу, и активной модернизации своих комбинатов. "Молвест” тоже не стоит на месте, несмотря на свои масштабы, продолжает активно наращивать мощности по сырам, очень сильно рванула компания в сегменте сливочного масла. Сегодня можно с уверенностью сказать, что “Молвест” в категории натурального сливочного масла - крупнейший производитель. В прошлом году компания открыла новый завод по переработке сыворотки, производит WPC и пермеат, появились первые успехи в экспортных продажах в СНГ и Китай. Это, конечно, тоже большое достижение.
“КОМОС групп” показывает феноменальные темпы роста уже в течение 5 лет. Компания реализует огромную инвестиционную программу, наверное, одну из самых масштабных в отрасли. На всех площадках ведутся инвестиционные проекты, компания купила Казанский комбинат и наращивает его мощность до 1000 тонн в сутки, идет реконструкция Кезского завода по сырам с удвоением мощностей до 18000 тонн в год, и это будет один из крупнейших заводов России. Идёт активная модернизация мощностей в творожной категории - компания очень успешно вышла на рынок зерненого творога, модернизируется производство цельномолочный продукции, и в мороженном идет активный рост. Особо стоит отметить, что “КОМОС групп” - одна из немногих компаний, которая очень активно наращивает экспортные продажи: есть поставки в Китай и страны Ближнего Востока и даже в США. Я думаю что в ближайшие годы коллеги смогут выйти даже на рынок Евросоюза.
Среди лидеров роста в 2020 г., конечно выделяются производители сыров. И ГК “Фудлэнд”, и “Юговской молочный комбинат”, и “КОМОС Групп”, и Hochland, и ГК “ПиР”, и Lactalis, и Savencia - все показывают очень серьёзные темпы роста. Сыродельные предприятия делают это за счет развития производства. Каждый из них очень активно инвестирует в площадки, постоянно наращивают мощности. В частности "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева за счет запуска одно из крупнейших сырных заводов смог нарастить выручку сразу на 30% за год.
Лидер нашего предыдущего рейтинга по темпам роста - ХК «Ак Барс» (“Зеленодольской молокоперерабатывающий комбинат”). И если в прошлом году основной рост был связан с дозагрузкой приобретённых ранее заводов, то в этом году компания показала органический рост. В этом году практически на 25% нарастили выпуск продукции, что позволило им обеспечить прирост выручки.
Стоит отметить и результаты “Ирбитского молочного завода” . Это единственный в ТОП-30 государственный завод, который очень активно развивается. Каждый год модернизирует мощности: сначала цельномолочное производство, потом подтянули мороженое, провели ребрендинг, успешно расширили ассортимент в современных молочных категориях. Это позволяет компании уже два год подряд показывать рост в 15-20% в год.
Во второй десятке уже более разношёрстный состав, и более плотно компании идут в рейтинге - разница уже в пределах 20%, а в конце двадцатки и вовсе в рамках 100 млн руб. Это даёт возможность каждому из игроков за один рывок сильно подниматься в позициях в рейтинге. Темпы роста у большинства компаний этой десятки также не ниже 10-15% в год - это достойно уважения.
Ньюсмейкером 2021 года, безусловно, стал Ehrmann. Компания продолжает удивлять уже не первый год. Рывок был сделан безусловно в 2017 году, когда компания вывела на рынок свой флагманский на сегодняшний бренд Epica. Этот продукт по большому счёту сформировал целый новый сегмент на рынке йогуртов и дал возможность вырасти и конкурентам - в сегменте высокобелковых йогуртов в последние 3 года появилось сразу 2-3 новых игрока, которые смогли войти в десятку крупнейших на этом рынке. В мае 2021 года стало известно, что “Эрманн” приобретает бизнес FrieslandCampina в России - это позволит компании войти сразу в топ-10 по итогам 2021 года.
Второй очень активно растущий игрок - это конечно компания “Экомилк”. Ещё три года назад все на рынке знали его как производителя масла, но на сегодняшний момент компания вышла в сегмент цельномолочной продукции, йогуртов, творожных и рассольных сыров благодаря строительству нового завода в Московской области. В ближайшее время будет запущен сырный завод в Московской области и продолжают развивать свой молочный актив в Новосибирской области. С таким объёмом инвестиций компания вполне может войти и в топ-10 игроков в ближайшие 2-3 года, если все намеченные планы будут благополучно реализованы.
Компании “Доминант” и МПК “Сырный дом” (“Ровеньки-Маслосырзавод”) не показали серьёзных темпов роста, но причины здесь абсолютно технические - обе компании ведут реконструкцию своих заводов, и снижение темпов роста вызвано именно временными остановками производства. Тем не менее они реализуют большие крупные проекты. “Доминант” очень активно взялся за сегмент творогов. “Ровеньки” продолжают активно наращивать мощности в сырах, и уже в следующем году мы увидим совсем другие темпы роста.
Если говорить о третьей десятке рейтинга, здесь компании идут максимально плотно. В этом блоке мы видим в большей степени цельномолочные заводы - крупнейших региональных игроков. Это и ГК “РосМол” - лидер Уральского региона, и “Барнаульский молочный комбинат” - лидер Сибири, и “Ирбитский молочный завод” - крупнейший на Урале, и Пискаревский молзавод - лидер в СЗФО. Тем не менее темпы роста у компаний в цельномолочный категории сопоставимы с ростом рынка. Нужно понимать, что в ближайшие годы для того, чтобы продолжать расти и устойчиво развиваться этого будет уже недостаточно. Необходимо будет задуматься о том, что ещё можно сделать с точки зрения развития ассортимента и усиление своего присутствия в более маржинальных категориях продукции.
“Ува молоко”, которое и так уже входит в десятку крупнейших сырных компаний страны, в 2020 году приобрела два молочных завода Татарстана. В этом году планируется запустить одну площадку, ориентированную на производство полутвёрдых сыров, вторая будет производить мягкие сыры. Эти два завода в 2021 году дадут серьёзную прибавку в выручке. Кроме того, компания имеет довольно серьёзные планы в переработке сыворотки в рамках сырного кластера “Сырная долина” в Московской области и экспорте этого продукта. Это позволит компании довольно сильно укрепить позиции.
“Барнаульский молочный комбинат” - лидер Сибирского федерального округа - также активно вкладывается в развитие мощностей. В последние годы большой объем инвестиций компания вложила в реконструкцию двух своих небольших сырных площадки - вышли в сегмент твёрдых сыров, заняли хорошие позиции в плавленных сырах. В 2020 году был приобретён завод по производству детской молочной продукции “Модест”, и компания вышла в новую для себя категорию.
В третьей десятке мы также видим две транснациональные компании. Первая - Savencia Fromage & Dairy, которая в 2018 году приобрела “Белебеевский комбинат”, что позволило компании сразу занять лидирующие позиции в твёрдых сырах. В 2020 году было успешно запущено производство мягких сыров Supreme, хорошие позиции смогла занять на рынке премиальных сыров с белой плесенью, а также компания всегда была признанным лидером в сегменте сыров с голубой плесенью. Пока это импортный продукт, но в ближайшие годы сыры с голубой плесенью компания скорее всего локализует.
Бизнес Valio в 2014 году после введения эмбарго и запрета импорта получил наиболее сильный удар, но тем не менее компания восстановилась и в последние годы показывает очень хорошие темпы роста - активно расширяет линейку, усилила свои позиции в modern dairy, в сегменте твердых и плавленых сыров. Коллеги вернули те позиции, которые были до 2013 года. Конечно, рынок изменился и непросто даётся компании возвращение, но тем не менее очень активно работают, и это нельзя не отметить.