компоненты

Андрей Олейник: ни один сельхозпроизводитель не зарабатывает столько, чтобы платить 35% по кредиту


Андрей Олейник, управляющий директор агробизнеса «Базового Элемента», председатель совета директоров АгроХолдинга «Кубань» рассказал Milknews о том, как живет АПК вообще и агрохолдинг конкрентно в условиях экономического кризиса.
 
Milknews: Спустя полгода после введения продовольственного эмбарго есть ли ощутимые результаты в области импортозамещения, на Ваш взгляд?
 
Андрей Олейник: Продовольственное эмбарго само по себе не может в одночасье привести к подъему отечественного агросектора и моментальному замещению иностранных продуктов российскими. Для этого необходим целый комплекс мер, господдержка, а также время: например, чтобы выстроить производство качественной свинины и восполнить нехватку ранее импортируемого мяса, нужно как минимум два года. Чтобы заместить тот объем яблок, которые раньше завозились из-за рубежа, понадобится лет пять – нужно посадить яблони, вырастить их, дождаться хороших урожаев.
 
Milknews: Как Вы считаете, есть ли реальный потенциал у российских аграриев, чтобы решить прописанные в Доктрине продовольственной безопасности задачи, в частности, в условиях эмбарго?
 
Андрей Олейник: Чтобы эмбарго дало положительный эффект для российских аграриев, субсидирование сельского хозяйства должно производиться по критерию эффективности – то есть получать господдержку должны самые эффективные производители. Сейчас же деньги раздаются всем подряд, поэтому о развитии говорить сложно. Например, субсидии на молоко сейчас выплачиваются на все сорта, хотя раньше их давали только на молоко высшего сорта. У аграриев нет стимулов модернизировать, улучшать производство.

И конечно, самая главная проблема, без решения которой невозможно говорить о каком-либо развитии сельского хозяйства, - это запредельная стоимость кредита. Если раньше аграрии могли занимать средства под 12-15%, то сейчас, вслед за ростом ключевой ставки Центробанка, ставки по кредитам доходят до 30-35%. Ни одна сельскохозяйственная компания не зарабатывает столько, чтобы покрыть такие проценты по кредиту.
 
Milknews: Еще одна из проблем, с которой сталкиваются сельхозпроизводители – «ценовой пресс» в работе с розничными сетями.  Как складываются отношения с ритейлом у агрохолдинга «Кубань»?
 
Андрей Олейник: Поскольку в основном агрохолдинг производит продукцию не для конечного потребителя, вопрос о взаимодействии с розничными сетями для нас не стоит так остро. Тем не менее, мы производим, например, хлебобулочные изделия (у нас есть два хлебозавода в Краснодарском крае, где находится агрохолдинг), которые продаем, в том числе, в сетях. Никаких проблем в отношениях с ними нет. Недавно мы договорились с «Магнитом», и теперь наш хлеб продается в их магазинах на Кубани. В регионах мы также поставляем в сети муку.
 
Milknews: Считаете ли Вы разумным замораживание цен по определенным позициям? Как иначе можно сдержать рост розничных цен и надо ли его сдерживать?

Андрей Олейник: Не думаю, что заморозка цен поможет. Ведь рост цен происходит не оттого, что кто-то хочет нажиться на покупателях – просто у производителей действительно сильно растут издержки. Например, стоимость удобрений выросла на 40%, кормов – на 50%... Вся техника – импортная, поэтому выросли издержки и на ее приобретение и обслуживание. Соответственно, и конечная цена продукции растет вслед за себестоимостью.
 
Milknews: Достаточно ли будет обещанного и уже перечисленного субсидирования кредитных ставок для АПК по краткосрочным и инвестиционным кредитам?
 

Андрей Олейник: Сейчас правительство собирается субсидировать по новым кредитам 14,68% от ключевой ставки Центробанка, что само по себе хорошо. Однако в некоторых регионах сам процесс одобрения субсидии идет очень долго, он может растянуться на 2-6 месяцев. В этой ситуации брать субсидируемые кредиты по тем ставкам, которые банки предлагают сейчас, опасно.
 
Milknews: В декабре вы направляли предложения правительству РФ по импортозамещению племенных животных путем эмбриотрансплантации. В чем состоят ваши предложения?
 
Андрей Олейник: Наша позиция заключается в том, что для развития таких технологий необходимо, во-первых, субсидирование части стоимости эмбрионов, а во-вторых, изменение законодательства о племенном животноводстве. Технология недешевая, без субсидий немногие сельхозпроизводители смогут себе ее позволить. Что касается законодательства, то необходимо закреплять «племенной» статус не за хозяйствами, как это происходит сейчас, а за животными.
 
Мы считаем, и уже давно заявляем об этом, что надо признавать телят, полученных в обычных хозяйствах от родителей с подтвержденным племенным статусом, также племенными. Сейчас такие телята – по сути, племенные, формально не считаются таковыми. Это создает трудности для хозяйств при получении господдержки и продаже животных.
 
Milknews: Как сейчас в вашем холдинге развивается племенное дело? Сколько вложено средств в это направление, что уже сделано, каких результатов вы ожидаете и в какие сроки?
 
Андрей Олейник: В 2014 году мы инвестировали в проект по трансплантации более 20 миллионов рублей, в этом году планируем удвоить эту сумму. Технология такова: эмбрионы от коров высокопродуктивной голштинской породы пересаживаются коровам обычных пород, которые становятся суррогатными матерями и вынашивают голштинских телят. На данный момент (с ноября 2014 года) в агрохолдинге родилось 62 теленка-трансплантанта, из них 34 телочки. К концу 2015 года с помощью технологии трансплантации мы планируем получить более 500 телят голштинской породы. Приживляемость эмбрионов составляет 57% (что является очень хорошим показателем), выживаемость телят-трансплантантов – 100%.
В целом воспроизводство племенного стада методом трансплантации эмбрионов позволяет сократить издержки на 30% по сравнению с импортом скота и повысить рентабельность молочного животноводства. Кроме того, это значительно быстрее, чем обновлять стадо естественным методом.
 
Milknews: Какие ближайшие планы по развитию бизнеса есть у холдинга?
 
Андрей Олейник: Наша главная задача – становиться не самыми крупными, а самыми эффективными. Поэтому мы создаем селекционный центр, внедряем передовые технологии, такие, как трансплантация эмбрионов, создаем автоматизированные молочные фермы, выводим новые гибриды семян в собственной научной лаборатории. Мы стремимся к тому, чтобы введенные нами практики передавались и другим российским предприятиям, именно поэтому мы хотим делиться своим опытом применения технологии трансплантации.

В семеноводстве мы планируем и дальше развивать собственные высокоурожайные гибриды семян кукурузы (они называются «Ладожские»), которые создают наши селекционеры. Ситуация с семенами в России критическая, 80% семян – импортного производства.
Месяц назад мы запустили мясоперерабатывающий комплекс мощностью 8 400 тонн мяса в год, который построили с нуля. В мае он выйдет на полную проектную мощность. Сейчас он осуществляет первичную переработку крупного рогатого скота и свиней, но уже в этом году мы планируем открыть на мясокомбинате колбасный цех. Он будет производить мясо для рынка HoReCa и розничных сетей, а также продукцию для конечного потребителя.
 
Подготовила: Ольга Кучерова

1425631498

7510 просмотров

19 сессии
Молочные заводы
Комментарии
19 сессии
кизельман-март-24
Эводрайв

Нов 5 мин еженедельно
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
ГОМОНИЗАТОР

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
АГРОС январь 25
Молочные заводы
АГРОС январь 25
Молочные заводы