Андрей Романов: низкие цены могут привести к падению поголовья скота в стране
Молочной отрасли в этом году может быть выделена дополнительная поддержка. Поручение представить свои предложения в этой части дано правительству по итогам “прямой линии” с президентом. О том, на что нужно потратить эти средства и какие шаги предпринять для выхода отрасли на устойчивый рост, Milknews поговорил с членом Совета директоров компании «ОВА», председателем Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Андреем Романовым.
Milknews: По итогам “прямой линии” дано поручение разработать дополнительные меры поддержки отрасли, чтобы снизить себестоимость молока. На что, на ваш взгляд, нужно потратить эти средства?
Андрей Романов: На такой вопрос сложно ответить однозначно. Есть два направления: первое - создать более привлекательные условия для инвестиций в отрасль, а второе - повысить доходность уже работающих предприятий. В последние годы механизмы поддержки менялись постоянно, и сейчас важно оставить то, что уже опробовано, использовать их по максимуму.
Milknews: Какие, по вашему мнению, должны быть три главных меры, которые нужно предпринять в самое ближайшее время?
Андрей Романов: Думаю, что вопрос номер один - это борьба с фальсификатом, в том числе, в импорте. Второй вопрос - это увеличение господдержки в виде субсидий на литр товарного молока. Третий вариант - четкое формирование механизма и условий для инвесторов, которые нужно не менять долгое время.
Milknews: Считаете ли вы коридор цены, который предлагает ввести Союзмолоко, действенным механизмом?
Андрей Романов: Я не очень понимаю, как может действовать этот механизм. Я не вижу административного рычага. В 2010 году подобная схема существовала, но была основана на взаимном согласии, никто никого не обязывал, не заставлял. Можно ли рекомендовать цены? Да, однозначно можно, но администрировать это невозможно, а если и будет возможность контролировать, то это уже нерыночный способ.
Milknews: Проблема снижения закупочных цен в Калининградской области стоит так же остро, как и в остальных регионах?
Андрей Романов: Сейчас на рынке наблюдается снижение цен на сырье, что может привести к снижению производства и поголовья скота в стране. Средняя цена молоко сегодня составляет 21-22 рубля за физический вес без НДС. Мы учитываем общероссийские тенденции и ожидаем изменений, но стараемся вести работу в регионе, чтобы цена не обвалилась. Риски действительно существуют - и из-за увеличения объемов производства молока в летний период, и из-за снижения платежеспособного спроса и перехода потребителей на более дешевые виды продукции. Нам очень мешает фальсификат, в производстве которого используют не животные, а растительные жиры, а продают под видом натуральных молочных продуктов.
Milknews: Как вы в регионе-анклаве решаете проблему дефицита?
Андрей Романов: Белоруссия недалеко, есть поставки из других регионов России, из других стран. Если у нас и сохраняется дефицит, то не в цельномолочке, где мы сами закрываем спрос, а по позициям молокоемким и более длительного срока хранения - сыр, масло.
Milknews: Кто занял нишу европейских производителей после введения эмбарго?
Андрей Романов: Белорусы у нас и до этого были достаточно широко представлены, а сейчас увеличили свое присутствие. Калининградские производители также нарастили производство, однако они сделали это не из-за санкций, благодаря росту производства сырья. Местная переработка ограничена теми объемами сырья, которые здесь производятся. Натуральное молоко из других регионов привезти сюда нереально. В части импорта одни поставщики просто заменили других.
Milknews: Я правильно понимаю, что вы не приветствуете искусственное ограничение конкуренции в виде закрытия границ?
Андрей Романов: Я считаю, что сегодня есть возможность для роста, но при разработке инвестиционных проектов нужно исходить не из наличия эмбарго и более высокой цены на молоко, а прогнозировать его развитие в обычных условиях. Если в стандартной ситуации проект окупаемый, то тогда его нужно реализовывать.
Milknews: Что вы считаете приемлемой окупаемостью?
Андрей Романов: Все-таки если окупаемость больше восьми лет, я считаю, нецелесообразно рассматривать проект, лучше стремиться к пяти годам. В проектах 2013-14 годов окупаемость составляет 12-15 лет. В проектах, отобранных на комиссии по кредитованию, из почти трех тысяч только шестьсот связаны с молочным животноводством. Это как раз хороший показатель инвестиционной непривлекательности отрасли.
Milknews: Во многих регионах в одностороннем порядке были увеличены ставки по ранее выданным кредитам. У вас есть проблема с банками?
Андрей Романов: Мы ведем постоянную работу и пытаемся найти компромисс. Случаев, когда в одностороннем порядке повышали ставки, у нас не было, но никаких новых инвестиций нет, и никто их не рассматривает. Сегодняшняя ставка этого не позволяет.
Milknews: Вы когда-то занимали пост министра сельского хозяйства Калининградской области. Как вы оцениваете кадровые изменения в Министерстве сельского хозяйства?
Андрей Романов: Я считаю, что сейчас в ведомство пришел человек, который хорошо знает проблематику, и надеюсь, что ему удастся справится со всеми теми вызовами, которые сейчас стоят перед отраслью.