Игорь Дю: «Слабый рубль негативно влияет на планы российских хозяйств по модернизации и реконструкции»
Игорь Дю, председатель правления Группы компаний «Галактика» рассказал порталу Milknews, как молочная отрасль выживает в условиях продовольственного эмбарго и катастрофического падения рубля.
Milknews: Расскажите в двух словах, что сейчас происходит с отраслью – после введения российских санкций и роста курса евро и доллара?
Игорь Дю: То, что сейчас происходит на рынке молочной продукции сложно классифицировать как результат санкций или же роста курса евро. Все это лишь составляющая в едином комплексе проблем, которые нужно сейчас решать.
Стоимость евро – большая составляющая в цене конечной продукции, так как многое покупается за рубежом: оборудование для производства, для упаковки, упаковка Tetra Pak. Даже сырье, которое закупается в Белоруссии – концентрат, сырое молоко и прочее, тоже традиционно привязано к евро.
Milknews: Считаете ли вы, что запрет на импорт молочной продукции из стран ЕС положительно сказывается на отечественных производителях?
Игорь Дю: Санкции, введенные против США и ЕС, на самом деле не интересны ни нам, ни этим странам. Дело в том, что из-за эмбарго сильно падает конкуренция, а цены увеличиваются и качество товаров снижается. Конечно, существует еще внутренняя конкуренция - от нее никуда не денешься.
Отсутствие на полках магазинов некоторых импортных товаров дает нашим компаниям шанс попасть в программу импортозамещения. Но тут тоже есть вилка: «импортозамещать» нужно высокомаржинальные, дорогие, товары, так как именно они и отсутствуют. Но с другой стороны, есть риск, что многие покупатели могут не захотеть покупать дорогие продукты из-за инфляции, роста цены доллара и евро и общей неуверенности в будущем. Правда стоит отметить, что на данный момент основная масса покупателей еще не стала экономить на качественном питании.
Milknews: А какие негативные факторы, воздействующие на отрасль, вы могли бы отметить?
Игорь Дю: Однозначно плохо то, что высокий курс евро и доллара негативно влияет на планы российских хозяйств по модернизации и реконструкции. Ведь все оборудование импортное – из Италии, Израиля и других стран. Оборудование берется в лизинг или в кредит на 5-7 лет. Сейчас ни один директор сельхозпредприятия не пойдет на подписание кредитного договора или договора лизинга на столько лет из-за нестабильности курса и отсутствия понимания, сколько будет стоить продукция на полке. Ведь отдавать кредиты нужно из денег за проданное молоко. Конечно, хотелось бы видеть оборудование российского производства, чтобы не зависеть от импорта, но «по щелчку» такое оборудование не появится. Нужны технологии, опыт. У каждой компании-производителя есть свои конкурентные преимущества, которые легко не перебьешь.
Milknews: Есть ли шанс на улучшение ситуации?
Игорь Дю: Безусловно, шанс есть. Но было бы лучше без санкций и со стабильной экономикой. Когда-нибудь все стабилизируется – стабилизируется курс евро и цена на молоко. И сразу же пойдут улучшения для отрасли.
Milknews: Есть ли какая-то универсальная стратегия выживания в сложившейся ситуации?
Игорь Дю: Каждая компания справляется по своему, у каждой есть своя стратегия.
Milknews: Что делает «Галактика» для преодоления трудностей?
Игорь Дю: Мы работаем над расширением линейки продукции Valio на нашем заводе [в Ленинградской область – Milknews]. Мы уже производим некоторые товары Valio под четким контролем качества по всей цепочке от поставщиков до всех действий на заводе. Нам очень важно, чтобы выпускаемая нами продукция Valio соответствовала высоким стандартам европейского, финского качества.
Milknews: Вы также вели переговоры с индийской компанией? Договорились до сотрудничества?
Игорь Дю: В нынешней ситуации нужно искать партнеров за пределами стран, которые ввели эмбарго.
Беседова Анна Иванова-Галицина