компоненты

Попова: идёт фальсификация данных о продукции и манипуляция потребительским мнением


Глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказала "АиФ", как проходят проверки предприятий и что происходит с качеством продуктов.
 

С 1 января изменился порядок обращения граждан в Роспотребнадзор. Многие неправильно понимают эти изменения. Если потребитель столкнулся с нарушениями, угрожающими жизни и здоровью (например, с просроченными продуктами питания), он может сразу обращаться к нам, звонить на "горячую линию" 8-800-100-00-04. И любое обращение будет рассмотрено, как и раньше. Перемены касаются только случаев, когда товары соответствуют потребительским свойствам, но, скажем, не подошли по цвету или размеру. И раньше в таких ситуациях потребители сначала возвращались в магазин с просьбой поменять товар или вернуть деньги. А уже потом, если там не удовлетворили их требования, писали жалобу, обращались к нам или в суд. На жалобу мы должны ответить в течение 30 дней, а предприятие — за 10 дней. То есть изменение закона зафиксировало уже имеющееся положение вещей.

Кстати, компенсация, которую потребитель может отсудить у продавца, растёт. 90 тыс. руб. — такой в 2015 г. была средняя сумма выигранных гражданами исков. Всего потребители в России за год отсудили 34,7 млрд руб. Для сравнения: в 2013 г. — 13 млрд руб., в 2014 г. — уже 26 млрд руб. Обращение потребителя в суд — болезненная мера для производителя или магазина и эффективная для потребителя. Роспотребнадзор помогает потребителю составить претензионное заявление, выступает третьей стороной в суде.

Интернет-торговля требует более чёткого законодательного регулирования. Например, чтобы можно было привлечь интернет-магазин к ответственности, ведь сегодня мы далеко не всегда имеем такую возможность.

Ежегодно в Роспотребнадзор поступает более полумиллиона обращений, не считая звонков, из них 320 тысяч обращений именно по защите прав потребителей. За 2016 год цифра ещё на 10 тысяч больше: уже 330 тысяч.

Если говорить в целом об общем числе проверок, то в течение года проводится более 100 тысяч таких проверок, и несмотря на общее снижение их числа, количество выявленных нарушений на одну проверку растет: сегодня уже 2,5 нарушения.

Первые среди жалоб потребителей — это жалобы на услуги ЖКХ, потом уже идут жалобы на розничную торговлю, торговлю через интернет, на финансовые услуги и т. д. Но хочу сказать, что в России, к сожалению, пока население не привыкло отстаивать свои права и обращаться за помощью, если его обманывают. Тогда как в Великобритании, по сравнению с россиянами, потребители жалуются в 10 раз чаще. Количество плановых проверок в торговле за 2016 г. снизилось в 10 раз. Ведь до 2018 г. проверять малый бизнес планово мы не можем. Поэтому очень важно, чтобы потребители сообщали о нарушении своих прав.

Плановые проверки должны остаться, особенно для объектов, которые одномоментно могут навредить большому количеству людей, например, крупные промышленные предприятия, водозаборные станции, медицинские организации. В ходе плановых проверок проверяется всё: от документации до лабораторных исследований продукции. Плановая проверка не определена в плане, который публикуется на сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры, с точностью до конкретного дня, там стоит определенный временной интервал. Казалось бы, предприятие может спокойно подготовиться хотя бы к этому интервалу. Но находились те, кто закрывал своё кафе или магазин на планируемый месяц проверки, зная, что по закону мы не можем перенести проверку в рамках календарного года.

Мы же приходим не для того, чтобы наказать, а чтобы добиться изменения ситуации. Высылаем предписание по устранению нарушений и обязаны проверить его выполнение. Если наш сотрудник этого не сделает вовремя и не добьётся результата, его привлекают к ответственности.

В последнее время у нас идёт фальсификация данных о продукции и манипуляция потребительским мнением. Роспотребнадзор делает значительное количество исследований проб пищевой продукции: 5 млн в год. Удельный вес не соответствующей требованиям продукции не превышает 6-7%. Последние несколько лет с учётом громких историй с пальмовым маслом мы усилили свой контроль за молочной продукцией. И о каждой неудовлетворительной пробе узнаём в течение 24 часов, эта же информация направляется туда, где эта продукция могла быть произведена (или куда поставлена). И её изымают. Я могу сказать, что сегодня фальсифицированной молочной продукции стало меньше. Стали жёстче штрафные санкции, сейчас работаем над введением уголовной ответственности за фальсификат и конфискацию не только продукции, но и оборудования, на котором её производили.

Продукция должна быть не только безопасной, но и качественной. С 2010 г., перейдя на технические регламенты Таможенного союза, в России отказались от обязательности ГОСТов. Поэтому по поручению Президента РФ и Правительства РФ Роспотребнадзором вместе с учёными и экспертами разработана стратегия, определяющая, какой продукт можно назвать качественным и как этого добиться. Производитель, как заложено в стратегии, должен будет обеспечить определённый уровень качества, ниже которого он не должен производить продукцию. Сейчас же производители во многом работают по ТУ (техническим условиям), которые сами разработали, ни у кого не утверждали, и это их право, они сами определяют технологию производства, которая им удобна или выгодна. Сегодня, например, для колбасы нет норматива, регламентирующего количество в ней мышечного мяса, определяется количество белка, но это могут быть субпродукты и шкурка. Конечно, при таких подходах мы качественной продукции не добьёмся.

Я абсолютно доверяю полкам, уверена, что 96% продукции, представленной там, мне вреда не нанесёт. Но, конечно, я также обращаю внимание на срок годности и состав продукта.

Позиция Роспотребнадзора такова, что стандарты качества необходимы. Это будут базовые требования по качеству ко всем видам продукции, ниже которых опуститься нельзя.


Источник: "АиФ"
1487237547

6182 просмотра

Также рекомендуем:


MN В ДЗЕН
Телеграм MN
Комментарии
Чечин
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен