Михаил Мальцев: Стандарт на молокорастительные продукты нужен отрасли


На прошлой неделе в СМИ появилась новость о том, что ВНИИ молочной промышленности разрабатывает предложения, согласно которым продукты, содержащие больше половины жира растительного происхождения, должны будут называться "аналогами молочной продукции" или "молокорастительными продуктами". Изменения могут поступить на рассмотрение Европейской экономической комиссии в следующем году.

Milknews исполнительного директора Масложирового союза России Михаила Мальцева рассказать, зачем нужен новый стандарт, и что получат от этого потребители.

Milknews: Для чего нужен стандарт на молокорастительные продукты?

Михаил Мальцев: Сегодня одной из главных проблем отрасли является рост объема производства фальсифицированной продукции. Недобросовестные производители вводят потребителей в заблуждение, выдавая продукцию, в состав которой входят как молочные, так и немолочные компоненты, за молочную. В результате у покупателей возникает обоснованное недоверие к безопасности такой пищевой продукции, потому что неизвестно, по каким стандартам ее изготавливали.

В свою очередь добросовестные производители молочной продукции оказываются загнаны в угол: они не выдерживают ценовой конкуренции, потому что чистые молочные продукты дороже, чем молокорастительные.

Кроме того, страдают производители качественной молокосодержащей продукции, так как негативное впечатление от подделки распространяется на всю продукцию, в состав которой входят заменители молочного жира. В сознании людей понятия "фальсификат" и "ЗМЖ" практически стали синонимами, однако это в корне неверно. И все вместе это ведет к стагнации молочной отрасли.

Если мы с помощью нового стандарта выведем из тени продукцию, более чем на 51% состоящую из растительных масел, и объясним покупателям, что это такое, вся отрасль вздохнет с облегчением.

Milknews: Чем такой стандарт поможет потребителям при выборе товаров в магазине?

Михаил Мальцев: Стоимость молокосодержащих и молокорастительных продуктов ниже, чем молочных, а присутствие на рынке продукции разных ценовых категорий имеет положительное влияние на весь сегмент, позволяя сдерживать верхний порог цен.

При этом растительные масла делают продукты полезнее для здоровья, помогая сбалансировать рацион питания россиян по жирно-кислотному составу. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в структуре потребления человека 70% должны занимать ненасыщенные жиры и 30% — насыщенные. На практике сейчас на долю ненасыщенных приходится 59%, а 41% занимают насыщенные и трансжиры.
Вернуться к норме реально, если перейти к потреблению продуктов со сбалансированным жировым составом. Для этого информация о продукте должна быть однозначно и точно доведена до покупателя. Выбор покупателей должен быть осознанным. При этом они должны знать, что продукты с ЗМЖ — это не фальсификат и не вредный продукт. Напротив, у них даже есть ряд преимуществ по сравнению с чисто молочными продуктами: ЗМЖ не содержит холестерин, позволяет снизить калорийность продукции и обогатить ее набором функциональных ингредиентов; не испытывает сезонной нестабильности поставок сырья; продукты долго хранятся благодаря высокой стойкости к окислительным процессам.

То есть с новым стандартом ассортимент в магазинах станет шире, рынок наполнится качественными, полезными и доступными продуктами.

Milknews: Какие продукты могут попасть под категорию молокорастительные продукты? Чем молокорастительные продукты отличаются от молокосодержащих?

Михаил Мальцев: Сегодня существуют стандарты на молочные и молокосодержащие продукты. Последние содержат приблизительно одинаковое количество молочного жира и его заменителя на основе растительных масел и именуются по-другому: не творог, а творожный продукт; не сметана, а сметанный продукт и т.д.

Однако этим разнообразие продуктов, состоящих как из молочного жира, так и из растительных масел, не исчерпывается. Например, есть продукты, в которых содержание растительных масел превышает 50%, но из-за отсутствия регламентов они на полках магазинов стоят в одном ряду с молокосодержащими или даже молочными продуктами. Вот их-то и предлагается объединить в группу молокорастительных. Обсуждается введение специального названия для них — крем или паста.

То есть после принятия нового стандарта покупатель сможет приобрести или творог (молочный продукт), или творожный продукт (молокосодержащий), или творожную пасту или крем (молокорастительный продукт).

Milknews: Поможет ли новый стандарт бороться с фальсификацией продуктов на рынке?

Михаил Мальцев: Внесение изменений в техрегламенты и стандарты — это лишь один из способов борьбы с фальсификацией продукции. Нужен комплексный подход. Так, например, надо ужесточать ответственность за выпуск и обращение фальсификата. Эта инициатива сейчас активно обсуждается.

Но самое важное — необходимо остановить кампанию по дискредитации продуктов с заменителем молочного жира, с растительными маслами. Надо заниматься популяризацией научных данных о здоровой еде и создавать условия для ее выбора гражданами РФ.

Тогда в производстве фальсификата не будет смысла, а потребители будут делать осознанный выбор в пользу тех или иных продуктов.
 

1601 просмотр
Меркурий
Комментарии
кейс цены
Пальмовое масло
как СТМ

Подпишитесь на еженедельный дайджест

ATL

ATL

Аналитический центр Milknews
Молочная Бизнес Академия
Молочная Бизнес Академия