Алексей Марченков, "Ока Молоко": Меняющаяся государственная позиция не придает уверенности бизнесу


Алексей Марченков, генеральный директор ООО «Ока Молоко», рассказал "Агробизнесу" о тенденциях отрасли и основных проблемах, мешающих молочным предприятиям повышать рентабельность бизнеса, дал советы по повышению эффективности производства, а также высказал свою точку зрения на происходящие изменения в субсидировании отрасли и рекордный урожай зерна.



— Как вы оцениваете развитие молочной отрасли в нашей стране за последние годы? Какова ее инвестиционная привлекательность?

— На мой взгляд, в данном направлении прослеживается несколько основных тенденций. Первая из них — быстрые темпы развития рынка готовых молочных продуктов, чему способствовало продуктовое эмбарго и эпоха низких цен на сырое молоко. Сегодня на прилавках магазинов потребитель найдет большое разнообразие подобных товаров различной ценовой категории. Безусловно, вопрос качества данной продукции и соответствия этикетки реальному наполнению остается открытым, но, на мой взгляд, со временем доля фальсификата снизится и в большей массе товары будут отвечать заявленным параметрам. Характерна для отрасли и другая особенность — экономия покупателей на молочных продуктах, в результате чего снижается их потребление. Это явление связано с падением доходов населения и уменьшением покупательной способности. В нашей стране еще ни разу не был достигнут уровень потребления молочных продуктов советского периода, а за последние годы этот показатель снизился еще больше.

При всем доступном в магазинах разно­образии наблюдается другая тенденция — явная нехватка молока собственного производства, о чем наглядно свидетельствует торговый баланс сырья для молочной продукции. Продолжается снижение поголовья молочных коров. Хотя оно существенно замедлилось за последние годы, причем периодически наблюдается прирост поголовья скота, однако общий негативный тренд все-таки сохраняется. В период 2013–2016 годов количество животных уменьшилось на семь процентов — с 3600 тыс. голов в 2013 году до 3340 тыс. особей в конце 2016 года. Несмотря на нехватку коров, цены на сырое молоко росли медленно в течение 2014–2015 годов, отставая от реального положения дел в экономике. Только в прошлом году ситуация изменилась — цены во второй половине 2016 года увеличились и стали больше соответствовать ожиданиям производителей сырого молока.

— На ваш взгляд, в чем причины подобных явлений в отрасли?

— Сложное развитие молочного животноводства связано с отсутствием длинных денег для создания достаточного количества современных ферм и нужных ключевых компетенций на рынке труда. Их недостаток, в свою очередь, приводит к нерентабельности большинство проектов на первом этапе реализации, к увеличению их стоимости из-за совершенных ошибок и впоследствии к низкой маржинальности бизнеса. В результате сроки окупаемости проектов увеличиваются, а привлекательность отрасли падает.

Меняющаяся государственная позиция по рынку также не придает уверенности бизнесу. Так, 30 декабря 2016 года были изменены правила предоставления субсидий по коротким кредитам, что увеличило их стоимость на 1–1,5 процента. Ранее сельхозпроизводителям выдавались займы со ставкой 13,5–14 процентов, из которых 10 процентов субсидировалось государством, в результате чего для агрария короткий кредит стоил 3,5–4 процента годовых. С текущего года подобные займы уже стоят пять процентов, поскольку слишком мала вероятность того, что банки будут конкурировать друг с другом и выдавать их под меньший процент. При этом сокращаются объемы субсидирования, по крайней мере в Рязанской области, изменяются и ужесточаются правила выплат на произведенную продукцию, в результате чего им будут соответствовать далеко не все предприятия, что также негативно скажется на рынке сырого молока.

— С какими трудностями приходится сталкиваться сегодня молочным производителям, в том числе вашему предприятию? На ваш взгляд, как можно их преодолеть?

— Сегодня холдингу, как и другим отраслевым компаниям, приходится бороться с тремя основными проблемами. Первая из них — недофинансированность проектов. Нередко инвесторы предпочитают в целях экономии средств реализовывать проект предприятия не полностью либо не точно его исполнять. Однако в данном направлении важно, чтобы все составляющие: само здание, используемое оборудование, ведь, к примеру более дешевые аналоги устройств могут отличаться качеством, надежностью, производительностью, сельхозтехника и другое — четко подходили под заложенную технологию. То есть проект должен быть полностью реализован согласно разработанному плану, ведь только в этом случае он будет не только работать, но и приносить доход и обеспечивать рациональную для бизнеса рентабельность.

Другая проблема, характерная не только для животноводческой отрасли, но и для сельского хозяйства в целом, — кадры. Сегодня специалисты имеют достаточно низкий уровень производительности труда и квалификации, что нередко приводит к серьезным ошибкам и негативно сказывается на финансовом благополучии и рентабельности предприятия. Ситуация складывается странная: холдинг обладает современными технологиями и техникой, высокопродуктивным скотом, новейшим оборудованием, которые не приносят отдачи по причине низкой квалификации персонала. Безусловно, на предприятии мы стараемся проводить собственное обучение, введение в должность, но достаточно трудно научить всему необходимому человека, имеющего высшее образование, но не обладающего базовыми знаниями, которые позволили бы правильно следовать всем технологическим цепочкам. Во многом подобная ситуация складывается по причине оторванной от практики и недостаточной по теории программе обучения в вузах и других учебных заведениях. Решить данную проблему возможно только на государственном уровне путем модернизации образовательных программ. Квалифицированные специалисты существуют, однако их количество ограничено, поэтому нередко приходится нанимать работников из других регионов, что ведет к дополнительным расходам. Третья проблема, также характерная для молочной отрасли, — нехватка оборотных средств, что приводит к дополнительному кредитованию.

— Каким образом компания реализует молоко? С какими трудностями приходится сталкиваться при продаже?

— Мы сотрудничаем с одним покупателем, которому продаем практически весь объем производимого молока. Как любому молочному предприятию, нам приходится сталкиваться с небольшими сложностями в прогнозировании цены на год из-за сезонного фактора. В целях преодоления этих трудностей мы перешли на контрактную форму работы: с покупателем заключается контракт на год на продажу определенного объема молока по фиксированной цене. Это достаточно удобный и выгодный способ реализации продукции, поскольку мы престаем зависеть от сезонных ценовых колебаний и уверены в том, что весь произведенный товар будет продан. При этом у предприятия существует небольшой объем спотового молока, который реализуется на текущем рынке, однако мы решили и его закрепить контрактом.

— Планирует ли компания налаживать собственную переработку молока?

— Организация переработки включает создание отдельного цеха, закупку оборудования, проработку дистрибьюторской сети и многие другие необходимые мероприятия, которые потребуют больших усилий и средств для того, чтобы производить молочную продукцию и ее реализовывать. Наше предприятие получает порядка 60–70 т молока в сутки — небольшой объем, при котором, на мой взгляд, развитие данного направления не слишком прибыльно, поскольку вся полученная маржа от продажи продукции будет уходить на систему ее распределения. Задуматься об организации переработки можно при производстве от 200 т молока в сутки.

— Воспользовалась ли компания какими-либо мерами государственной помощи? Насколько эффективными они оказались? Сложно ли сегодня получить субсидии?

— Для реализации своих проектов мы привлекали субсидирование процентной ставки по коротким кредитам и выплаты на производство литра молока. Однако сейчас трудно сказать, удастся ли нам воспользоваться ими на этом году, поскольку правила распределения субсидий с начала года изменились. Государство ввело кредитование под пять процентов годовых, повысив тем самым ставку, а также ужесточило условия получения других видов помощи. К примеру, ранее существовали отдельные субсидии на племенное животноводство и производство молока, причем на последние не влияли продуктивность скота и поголовье коров. С начала года данная ситуация изменилась: была введена зависимость выплат от достигнутых объемов надоев, а также обязательное условие сохранения численности скота в отчетном финансовом году к уровню предыдущего года. Таким образом, наблюдается тенденция сжимания субсидирования в молочном животноводстве, что негативно отразится на его дальнейшем развитии.

— Какие рекомендации по сокращению расходов и повышению эффективности производства вы могли бы дать собственникам молочных ферм?

— Для полноценной и рентабельной работы молочного предприятия важно грамотно и правильно организовать технологию, наладить и подстроить под нее все производственные этапы, использовать подходящие технику и оборудование, а также набрать квалифицированный персонал. При этом необходимо работать с современными компьютерными программами, позволяющими вести учет движения стада и затрат. На первом месте получается технология производства, утвержденная с учетом особенностей конкретного предприятия; далее — система действий должностных лиц для обеспечения выполнения технологических процессов; после чего — контроль ключевых показателей для своевременной реакции на допускаемые отклонения.

На мой взгляд, важным в работе является «взгляд со стороны». К примеру, мы нередко на свои предприятия приглашаем консультантов и технологов, в том числе от наших партнеров, для формирования критического взгляда на работу молочной фермы. Они формируют отчеты, которые помогают нам увидеть моменты, требующие изменений или доработки. Не стоит бояться показать свою ферму стороннему специалисту.

Источник: Агробизнес

1477 просмотров
Комментарии
Магазин Аналитики
OptiDuo

Ведомости
woorld food 19.09
Аудитор 19 сентября

Подпишитесь на нашу рассылку

Тетрапак

ATL

Аналитический центр Milknews
Галди
Молочная Бизнес Академия
Галди
Молочная Бизнес Академия